пятница, 22 апреля 2022 г.

Кто первым захватил Стингер (Stinger) в Афганистане?

Жестокая, всё разрушающая война, развязанная Кремлем в Украине, только набирает обороты. Я в жизни слышал немало взрывов мин, зарядов тротила, поскольку некоторые сам закладывал (элитный спецназ в ГСВГ 1970-1772гг., срочная служба); разрывы мин, выпущенных из миномёта, разрывы реактивных снарядов (Афганистан 1986-1988)... Мог не единожды погибнуть. Я знаю, что такое война.

Современные события невольно отправляют меня в Афган. А именно, это относится к упоминанию ПЗРК «Стингер», который сейчас поставляют в Украину для защиты от агрессора.

***

Конец 1986 года. Афганистан. Калат – центр провинции Забуль, древняя столица Афганистана. К нам, на «виллу» «Тихий ужас», по приглашению начальника группы советников Бориса Ратникова, перед самым Новым годом из г.Шахджоя (нашей провинции) прибыла группа военных. Среди них был особист Андрей. Погуляли славно. И вот Андрей пригласил Бориса к себе на Рождество. Когда подошло время, Борис Константинович по определенной причине не смог исполнить обещание и направил в Шахджой меня. Тогда я еще не знал, что стану свидетелем важных исторических событий и встречусь со знаменитым... Впрочем, по порядку.

Фото из инета (Заболь - произношение на фарси-кабули).

Каждый перелет на «вертушке» меня впечатлял. Всегда было что-то новое. В этот раз тоже не обошлось без впечатлений. Вот как я описывал их шесть лет назад:

Помню, ранним утром как-то перемещался в одну из воинских частей на вертушке, будучи еще в Кандагарской зоне. По дороге приземлились и подобрали группу армейского спецназа. Услышал такой разговор:

 А мины вы убрали?

 Не успели.

 Так мирные же…

 Да хрен с ними.

Я понял, что спецназовцы сидели в засаде на караван и не разминировали перед уходом дорогу, по которой вскорости поедут мирные афганцы.

В Шахджое 6 января 1987 года меня встретили тепло. Уже вечерело. Снега тогда не было. Когда садились, вертолет поднял огромное облако пыли и было трудно перемещаться. Я это делал с вытянутой вперед рукой и прищуренными глазами, пока не вышел на свет. Как оказалось, достаточно далеко от вертолета. Меня сразу повели в небольшую землянку из брёвен, где уже были накрыты столы. Только выпили по одной, как открылась дверь и в тесное помещение заглянул худощавый капитан очень малого роста. Присутствующие сразу встали. Он поприветствовал всех. Меня представили капитану, который протянул руку, и мы поздоровались. Ему сразу предложили место за столом, но он отказался, сказав примерно следующее: вы уж сами гуляйте.

– Кто это такой? – спросил я Андрея с недоумением, когда капитан ушел.

– Это же Сергеев! – воскликнул особист. Он вчера захватил первый Стингер у духов!

Майор Сергеев Евгений Георгиевич.
Зачем я об этом рассказываю? Да один чудак, наш крутой лампасовый афганец, когда я ему более двадцати лет назад рассказал о Сергееве, поставил свои волчьи глазки вертикально и произнёс: «так это я захватил первый стингер». Я растерялся и не знал, что ответить. Даже не помню, что промямлил в ответ. И вот сейчас, в эпоху развитого Интернета, обратился к этой теме. Конечно же, нашел подтверждение тому, о чем знал не понаслышке:

5 января 1987 года досмотровая группа под командованием майора Е.Сергеева вылетела по намеченному им маршруту с целью рекогносцировки местности предстоящих засадных действий. Войдя на предельно малой высоте двумя вертолетами в Мельтанайское ущелье, где душманы чувствовали себя как дома, т.к. советские солдаты показывались там крайне редко, они внезапно столкнулись с тремя мотоциклистами, которые стали удирать в «зеленку». Сидевший на месте бортового стрелка Сергеев открыл огонь, а командир вертолета запустил ракеты и пошел на посадку.

На земле были обнаружены разбитые мотоциклы и трупы, к одному из которых была привязана странная труба, обмотанная одеялом. Один из моджахедов бросился от спецназовцев наутек, но был уничтожен автоматной очередью. Рядом с мертвым душманом лежали такая же странная непонятная труба и дипломат, в котором, как выяснилось позже в вертолете, находились инструкции по использованию «Стингера» (источник).  

«Капитан Сергеев, в 1987 году был заместителем командира 7 отряда спецназа. Родился Евгений 17 февраля 1956 года в Белоруссии, в городе Полоцке в семье офицера-десантника, а потому кем стать и куда поступать вопросов у Сергеева не возникало. После окончания средней школы в 1973 году он становится курсантом 1 курса 9-й роты факультета специальной разведки Рязанского Высшего Воздушно-десантного Командного дважды Краснознаменного училища имени Ленинского Комсомола». Умер от тяжелой болезни в 52 года. Награжден посмертно Звездой Героя Российской Федерации.

Теперь эта тема для меня закрыта. Разоблачена еще одна байка из числа продуктов фабрики лжи неугомонного мечтателя.

Александр Новиков (#алесьновікаў)

Комментариев нет:

Отправить комментарий