воскресенье, 17 апреля 2022 г.

«Назвать по имени – срамнее не назвать»

Александр Кузьменков, один из «проклятых критиков», перед презентацией в Доме Ростовых (Москва) рассказал о сборнике «Проклятые критики. Новый взгляд на современную отечественную словесность. В помощь преподавателям литературы» (ПК). Ролик небольшой, предлагаю посмотреть. Я же коротко прокомментирую то, на что особо обратил внимание.

***

Известный критик представляет сборник пистолетом, расстреливающим (уничтожающим) доброе отношение к текущему литпроцессу, ссылаясь на Гребенщикова: «Есть книги для глаз и книги в форме пистолета».

Он также отмечает, что «в последние 20-30 лет книга в России перестала быть культурным феноменом и перешла в категорию товаров». Популярна мейнстримная литература, на которой можно заработать. Читательские души, культура, мораль… писак не интересуют. Приводятся основные производители подобного чтива – Прилепин, Яхина.

Несколько запутанно критик сказал о текстах: «Думаете, что читаете текст? Нет, вы читаете своё представление о тексте, сформированное кристально чистыми маркетологами и неподкупными рецензентами». Это я понимаю так – писаки выдают то, что желают читатели.

Следующая мысль кажется спорной: «Авторы ПК полагают, что всякая вещь заслуживает своего имени». Приводятся строки из стихотворения О.Чухонцева: «Назвать по имени – срамнее не назвать». Замечательно! Но я, бегло ознакомившись с текстами ПК, не считаю, что всё однозначно. Особенно немало вопросов к приторному русофилу Вадиму Чекунову, который, как я понял, был инициатором создания сборника.

Тем не менее, верю, что книга способна у кого-то угробить отношение к современной литературе. Возможно и к критике. Потому что «все литкритические акафисты* ныне принято исполнять на своеобразном птичьем языке. Абырвалг помноженный на глокую куздру». Кузьменков, как всегда, очарователен!

Не совсем согласен с понятием «новая критика». Автор утверждает, что «новая критика – определение поверхностное». Но здесь не дефиниция, а выражение. Если не ошибаюсь, я давал определение критики, отличное от советского академического понятия. Тогда называл это «современной, новой критикой».

Гложут меня сомнения и по поводу критиков Садовского, Буренина и Чуковского. Разве могли они «выражаться предельно ясным языком», и называть всё «истинными именами»? Во всяком случае, мне не известно, что бы их называли «безбашенными отморозками». Именно такими сейчас считают объективных критиков писателишки. Как всегда, виновато зеркало…

------------------

* «песнь, которую поют, не садясь, стоя».

Александр Новиков (#алесьновікаў)

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий