пятница, 12 ноября 2021 г.

Мария Малиновская - лауреат премии "Поэзия" 2021

Несколько дней назад в России были названы лауреаты премии «Поэзия»[1]. Победителем стала Мария Малиновская со «стихотворением» «бело-красно-белый флаг». На самом деле оно не о флаге. В «стихотворении» как бы политическая фактура является лишь фоном для повествования. Столбик прозы с обсценными выражениями повествует о непростых отношениях героини со своим хахалем (иначе гироя не назвать), которые начались в ее 15 лет. Причем, похоже, произведение автобиографичное.

Я не против свободного выражения писателями своих мыслей. Однако понятие поэзии у нас определено однозначно не только советскими литературоведами. Вполне конкретно о ней высказался В.Белинский. По сути неплохое творение – рефлексия автора с поразительным невыдуманным сюжетом – заслуживает внимания. Также, узнав новые сведения об авторе, я проникся уважением к личности Марии Малиновской, моей землячке, несмотря на то, что, зная позицию руководства СПБ по происходящим в Беларуси событиям, она продолжает оставаться членом чергинцовского, бесполезного для беларусской литературы писобъединения.

Поразительно, но многие не исключали до последнего, что ключевым поэтическим событием 2020 года объявят стихотворение-манифест Галины Рымбу «Моя вагина». Приведу его позже со своим комментарием. А пока публикую творение Марии с правками обсценных выражений согласно рекомендациям Роскомнадзора. Кстати, «к нецензурным словам и выражениям относятся всего четыре общеизвестных слова, начинающихся на «х», «п», «е», «б», а также образованные от них слова и выражения», – говорится в документе, опубликованном на сайте суровой организации. Вот так! А меня некогда покарали за производное от слова «ж#па» – «ж#полиз» в адрес незаконно назначенного зама «мастера сыска и художника слова».

Удивлениям, однако, нет конца. «Поэтесса Мария Лобанова перевела Рымбу сумму в 300 тысяч рублей в частном порядке, в качестве персональной премии. «Я лично болела за «Мою вагину». Считаю, что данное стихотворение также очень очень крутое и достойно первого места», – объяснила свой поступок Лобанова»[1]. Откуда люди деньги берут?! Произведения этой «поэтессы» на стихи.ру за девять лет прочли всего 2129 читателей. Однако поступок ее уважаю.

Один из моих немногочисленных друзей-писателей мне сказал, что на такое «творчество» не стоит обращать внимания. Однако это наша современная «поэзия». В данном случае можно многое узнать о современной молодежи, ее проблемах, запросах. Время идет. Невозможно подходить с советскими мерками к молодым. Когда-то вообще не станет обсценной лексики. Для меня главным является содержание.

Александр Новиков (#алесьновікаў)

-------

[1] – «Названы лауреаты премии «Поэзия».

 

***

 

бело-красно-белый флаг

на твоём фото профиля

я давно уже видела

я не замечала до сих пор

 

а сегодня когда ты позвонил и кричал

вернее когда я позвонила а ты кричал

вы все провокаторы

звоните выспрашиваете

 

(а у меня больше никого нет

в этой стране

кроме тебя)

 

я нажала отбой

и долго смотрела

на бело-красно-белый флаг

пока не увидела

 

что мой лучший друг

то что называется свядомы

 

но ты кричал

найди мне там работу

в москве

за сто тыщ меньше не поеду

 

ну если с проживанием

то и за пятьдесят сойдёт

 

и я видела

что ты никакой не свядомы

вряд ли даже размаўляеш па-беларуску

 

ты просто потерян

слаб

обезличен

как все кого я думала что знаю

 

потому что я впервые слышу

как ты кричишь

 

мне

 

#баная овца

тупая конченая сука

 

вали обратно в свою москву

что ты здесь забыла

 

ты не кричал

#баная тупая сука

даже тогда

в мои 15

в твои 32

ты говорил

своим всегда ровным голосом

 

ты слишком умная девочка

для такого как я

мы поженимся

ты захочешь развиваться

а я не захочу

ты всё равно будешь развиваться

я начну ревновать

думать что у тебя есть другой

ты обидишься

и у тебя появится другой

 

ты не кричал

#баная тупая сука

даже когда не успел

сказать мне что развёлся

ты просто молчал и слушал

как я говорила

что встретила человека

и его ненавидит моя семья

поэтому я звоню

у меня больше никого нет

в этой стране

кроме тебя

 

ты не кричал

#баная тупая сука

даже когда я сбегала из дома

ты помогал мне сбегать из дома

передавал деньги в бумажном конверте

на поезд и «метеор»

 

ты не кричал

когда я попала в аварию

ты приехал тащить машину

а я кричала

потому что мы дважды её теряли

посреди дороги

а в ней был мой отец

 

ты успокаивал меня

объезжал квартал

снова цеплял трос к машине

успокаивал отца

и мы продолжали путь

 

так когда же я стала для тебя #баной

тупой

конченой сукой

если ты меня не #бал

если ты всю жизнь

боялся что меня-таки в##бут?

 

когда ты учил меня целоваться?

 

когда ты учил меня нарезать помидоры

а потом в твоей комнатушке

на простыне с налипшими косточками

этих и других помидоров

мы смотрели зелёную милю?

 

я таращилась в экран

и не могла следить за сюжетом

потому что балдела

у нас всё почти как у взрослых

 

а потом ты вёз меня домой

под эпилептическим небом

и дворники нашей раздолбанной мазды

которую ты назвал моим именем

гнулись и скрежетали под напором воды

а мы на два голоса пели

riders on the storm

 

это тогда я стала конченой?

 

или когда мы ссорились

нарезая круги по парку?

тяжело монотонно

как всегда с тобой ссориться

словно ворочая камни

под водой

а потом у меня отлетела шпилька

и ты до самого дома нёс меня на руках

 

или на старом русле?

ты раскладывал на постилке

хлеб колбасу варёные яйца

а я порезала ногу

на другой стороне

плыла обратно и думала

нога немеет

наверное это змея

но молчала об этом весь вечер

пока ты не увидел кровь

обернул подорожником

и до самого дома нёс меня на руках

 

или когда я прозвонила больницы

узнала в какой ты приехала

твоя кровать стояла головой ко входу

и я не смогла набрать воздуха

чтобы позвать

сделала три самых долгих в жизни шага

и ты поднял глаза

 

или когда у тебя на фото профиля

появился бело-красно-белый флаг?

а когда он кстати появился?

может он всегда там был?

и в этом вовсе нет противоречия

ты мне лучший друг

я тебе #баная сука

обычно так и бывает

 

а может в том-то и дело

что твоё отношение ко мне

живое динамическое

а я как эта заторможенная страна

не заметила как стала

конченой

не заметила как ты перестал быть

моим лучшим другом

мне просто спокойно о тебе так думать

чтобы не думать вообще

 

за##али москали

лучше всех всё знают

учат жить

 

на протесты она пойдёт

да тебе одного удара дубинкой достаточно

 

просто поезжай в город

посмотри в окно

и напиши правду

своим левачкам-педерастам

открой подъезд

чтобы люди могли укрыться

и будет достаточно

твоего #баного вклада в революцию

 

____________________

 

мне пятнадцать

мы идём по грунтовой дороге

ты обрываешь с дерева

маленький белый цветок

и вставляешь мне в волосы

моё счастье наверное

несоразмерно поступку

но в тот миг мне и правда кажется

что ничего прекраснее нет

мне до сих пор кажется

что ничего прекраснее не было

и ты говоришь

как же тебе мало надо

а я не понимаю этих слов

 

август 2020   

9 комментариев:

  1. Ребята! Вы совсем о...звездинели давать первое место вот за это? Это по вашему поэзия? Предположим, что Автор именно таковой, как многократно повторяет, себя и считает. Но вы-то, вы!!!

    ОтветитьУдалить
  2. А это не дурной перевод?...
    А может, мы просто не знаем, кто у неё родители?
    А куда посылать стихи? Жрать хочется... Может, мне дадут премию вот за это:

    На площадке у серой стены,
    Где отчётливо дождик шуршал,
    Двое мальчиков прошлой войны
    Задержались, домой не спеша,

    Сигарету прикуривал друг,
    Лёгким дымом спокойно дыша;
    Женских туфелек слышался стук,
    Только он почему-то мешал.

    У разбитого ветром окна,
    Чуть слышнее, чем дождик шумел,
    Вдруг один задохнулся: "Она!
    Я и думать об этом не смел."

    Друга чуть отодвинув плечём
    Неуклюже стекло доломал
    И, не помня уже ни о чём,
    Он её тихо-тихо позвал.

    Как ждала - повернула к нему
    Вся - вопрос, это правда не сон?
    И сквозь дождь, сквозь осеннюю тьму
    Голос, руки, дыхание - он!

    На мгновенье, минуты, века
    Друг умолк у слепого окна ...
    Всё застыло, молчало, пока
    Не опомнились он и она.

    Друг сумел от чужих уберечь
    (Есть такие друзья не у всех)
    Их невнятную тихую речь,
    Откровения, слёзы и смех.

    Только сам не забыл никогда
    Слов, слегка заглушённых дождём:

    - Я ждала тебя, милый, всегда,
    Я нас видела снова вдвоём,

    Я просила - не знаю, кого:
    Защити от воды и огня,
    Боль и зло отведи от него,
    И ещё - чтобы помнил меня.

    От желающих честно помочь
    Молча слушала честную ложь,
    Но не плакала каждую ночь,
    Знала точно, как сможешь - придёшь.


    Я пришёл, это было давно,
    Но тебя и не ждал, и не звал.
    Ты не видишь меня, здесь темно;
    Я и сам бы себя не узнал.

    У меня - как две жизни прошло …
    Ты бы знала, где я побывал …
    И живу я, как будто назло
    Тем живым, кто меня убивал.

    Мне б тебя не запачкать рукой ...
    Да, на ней - не речная вода ...
    Я вернулся совсем не такой,
    И не будет покоя, когда

    Ты, поняв, что меня не найти
    Затоскуешь в слезах о былом,
    Не умея вначале уйти,
    Отложив на потом … а потом

    Все пороки мои оградят
    От возврата святую, тебя,
    И, не пряча страдающий взгляд,
    Будешь биться, уже не любя ...

    - ... Не любя я умру, я уйду,
    Ты же видишь, мне хочется жить,
    И, встречая ночную звезду,
    Я - позволила тьме ворожить.

    - Ночь на время затмит синеву,
    От сомнений спасая глухих ...
    Но ещё, если ночь проживу,
    Есть проблема страшнее других:

    Все ночные восторги пройдут,
    Восхищенье сольётся на нет,
    С ночника за окно будет сдут
    Охладевшим дыханием свет

    Растворённый дождём в облаках
    Упадёт беспощадный рассвет ...

    ... - Буду спать у тебя на руках,
    Ничего невозможного нет.

    ОтветитьУдалить
  3. Это стихотворение не о её хахале... Не в первый раз вижу, как такие артхаусные стихотворения занимают первые места. У меня личный интерес возмущаться - я тоже номинируюсь на подобные премии, анализирую победителей, иногда конечно чувство трэша ))). Однако, на самом деле первое место данного произведения закономерно. Я догадываюсь, чем оно зацепило жюри. Оно вызывает очень щемящую боль. Оно о том, как мужчина втянулся в диванные войска, и пропал человек, который изначально был способен на адекватные поступки. И о том, как это разрушает семьи, отношения между братскими народами, как расчеловечивает как в секте. И вот девушка смотрит на его аватарку, в полном отупении, все ее эмоции выжжены, она не понимает как могла раньше не замечать когда начался этот процесс. Ей не за то больно, что он её обсценной лексикой назвал, а за то, что не вернуть уже человека. Если вы прочувствуете стих, вы забудете как дышать, от чувства её внутренней боли.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Откуда вы знаете, что не о ее хахале?

      Удалить
    2. Алесь, ну конечно же, она лично могла столкнуться именно с такой ситуацией, как раз именно её молодой человек мог так пропасть, иначе откуда такая боль. Автор статьи написал, что стихотворение посвящено "непростым отношениям с хахалем", что, по его задумке, обесценивает получение премии автором, мол, телка о хахале своём написала, не более того. Автор статьи не прав. Это не обиженная телка написала стих о своём хахале. Это стих о тяжелом явлении нашего времени. Это стих "не об обиде простой телки на своего хахаля", если Вам так понятнее.

      Удалить
    3. Спасибо.
      Прочтите внимательно материал: "...о непростых отношениях героини со своим хахалем (иначе гироя не назвать), которые начались в ее 15 лет".
      Речь о героине, а не авторе. Причем, в этом случае героиню никак нельзя назвать "тёлкой", а вот хирой точно хахаль, зачем-то пудривший мозк несовершеннолетней девушке.

      Удалить
    4. Он не пудрил ей мозг. Он был честен всё это время и искренен. Он расчеловечился, когда стал в интернетике увлекаться политикой. Он попал в секту, своеобразный бойцовский клуб и из него исчезло человеческое. Ему уже не нужна семья, здоровые отношения. Он теперь рвёт на себе рубаху "за родину, за брата".

      Удалить