понедельник, 8 ноября 2021 г.

Иван Саверченко: Валера Чудов пишет прекрасные исторические исследования

И.Саверченко (справа)
Ранее я указывал, что остался практически незамеченным Международный круглый стол, приуроченный к XXVІІI Дню беларусской письменности в Копыле, на тему: «Писатель и единое гуманитарное пространство», для которого выделили конференц-зал Дворца Республики[1]. Для меня же эта посиделка представляет огромный интерес.

Приступая к расшифровке выступления И.Саверченко, я запасся попкорном и лидским квасом. Но уже к середине мне показалось, что потребляю чрезмерно сладкую кукурузу да еще и в эрзац-шоколаде и запиваю кока-колой. Лишь после я подумал – так недалеко и до сахарного диабета.

Сказать, что оратор меня повеселил – значит, ничего не сказать. Поскольку текст получился длинным, не стану его комментировать сейчас. Обращаю внимание лишь на то, что выступает как бы мастер словесности. Но большого отличия от выступлений де-факто малограмотного «мастера сыска и художника слова» я не нашел. Похоже на косноязычие С.Алексиевич.

Ну и где превосходные степени, там ложь или приукрашивание.

Какое отношение это выступление имеет к литературе и ее проблемам, я не нашел.

Александр Новиков (#алесьновікаў)

***

Слово предоставили Председателю оргкомитета по проведению Дня письменности, писателю, доктору филологических наук, профессору Ивану Васильевичу Саверченко. [2]

...

Я не собирался так плотно выступать, но с удовольствием скажу несколько слов.

Действительно, в ближайшие дни – 4-го и 5-го – пройдут наши мероприятия и я хочу вас заверить, что за прошлый год изданы сотни книг, сотни интересных книг в Беларуси. И это есть конкретное участие нашего руководства государства, нашего правительства. Это конкретная политика. Сотни интересных книг для разных возрастов, на разные вкусы, для разных читателей. И это конкретно работа нашего Министерства информации, его руководства. Игорь Иванович (Бузовский – А.Н.) вон скромно сидит. Он много сделал для того, чтобы эти книги появились. И Владимир Владимирович Андриевич (смотрит в его сторону) – он, вообще, как бы не участвует (в круглом столе – А.Н.). Практически через его руки проходят все книги и он помогает, взаимодействует с этими делами (или делишками – А.Н.). И, конечно, благодаря вам, Николай Иванович (Чергинцу – А.Н.), благодаря вашему такому участию, всегда заинтересованному, заинтересованному (оговорка по-Фрейду? в чем интерес?) и требовательному. С вашей поддержкой многое это делается. Нужно вам сказать и спасибо за этот круглый стол, где мы подводим уже как бы результаты. Это большой праздник для нас. Праздник по-настоящему государственный. Такой, какой и должен быть. Я думаю, нас слышат и в других странах. Спасибо за участие и я хочу, конечно, от имени жюри Национальной литературной премии... Мы работали целый год и читали эти книги и мы выбрали... там и победители будут, видимо, озвучены. (Оратору что-то подсказывают). Вчера министр, я пропустил, озвучил имена победителей.

Хочу конкретно сказать, конкретные книги назвать и конкретных авторов.

Александр Михайлович Радьков издал интереснейшие мемуары. Я их прочитал с удовольствием. Изданы прекрасные книги Николая Ивановича Чергинца. Будет, похоже, презентация его книги «Операция «Кровь» (издана в 2013 году – А.Н.), которая историческая книга, историко-документальная (ложь – А.Н.). Исследование о войне, о том геноциде, который совершался вот... в этом. Там можно с этими книгами познакомиться. С автором еще раз поговорить.

Литература связана... Она универсальный инструмент. Она связана со всеми областями жизни. Я сказал об истории, не могу сказать о воспитании. Вот наш генерал Иван Юркин (указывает). Он пишет прекраснейшие книги для детей. Они имеют огромное воспитательное значение. Рядом с ним сидит Эдуард Ханок, который представляет культуру, сферу искусства, музыку. Он написал книгу «То ли еще было». Я эту книжку читал! Многие люди, студенты, если почитают эту книжку, много для себя подкорректируют, сделают прекрасные акценты.

Вот человек, который работал в сфере безопасности – Сережа Трахимёнок. Я с удовольствием читаю его книги и понимаю, какие процессы проходили в прокуратуре, милиции, какие-то ценные жизненные истории.

Валера Чудов (1946г.р. - А.Н.), который имеет какое-то там звание... капитан первого ранга. Он пишет прекрасные исторические исследования. Он написал о Жукове, о наших древних героях.

У нас прекрасно сформирована поэтическая школа. Вот Бадак. Рядом с ним... Инна Фролова, которая... вот – любовь, женщина и поэзия. Вот прекрасные образцы поэтической культуры! Одним словом, мне хотелось бы сказать и, конечно же, я восхищаюсь исследованиями и книгами Натальи Голубевой. Я часто с ней встречаюсь – мы недалеко друг от друга живем. Она меня просвещает, многие вопросы, связанные с процессами во время Великой отечественной войны, борьбой партизанской. У нее это можно почерпнуть. И это хорошие учебники для наших историков, для наших преподавателей. Поэтому нам есть чем гордиться и есть над чем еще работать.

Вот книги Марчука – новые романы издали. Жора вот сегодня, наверное, по состоянию здоровья не пришел. Одним словом (кто-то подсказывает)... в отпуске? есть чем гордиться и мы, кроме того... Я буду завершаться. И, кроме того, Аврутину (смотрит в его сторону)... Аврутин ушел, видимо, к нему вдохновение пришло.

Наши русскоязычные авторы – русскоязычные поэты... много их издают. И в Академии Наук издали их двухтомник – Антология русскоязычной поэзии. У нас там около 70-ти беларусских авторов, которые пишут на русском языке. Кто-то один не вошел, всё меня беспокоят – почему он не вошел? Правда, он издал потом отдельно свои книги.

Всё, завершаю. Большое вам спасибо. Всех с праздником. Я вас приглашаю, особенно приглашаю наших гостей, которые еще не купили билеты на самолет. Из других стран, чтобы они прилетали. Приглашаю, конечно, наших государственных деятелей, идеологов на этот праздник. Руководителей наших учебных заведений. Там есть с чем познакомиться. Есть с кем встретиться. Есть что послушать и есть чем обогатиться. Спасибо.

-------

[1] – «ФОРУМ НА КОСТЯХ, или Неосязаемое единое гуманитарное пространство».

[2] – «3 сентября 2021 года состоялся Международный круглый стол «Писатель и единое гуманитарное пространство». (Выступление Саверченко с 2:13:00).

Комментариев нет:

Отправить комментарий