вторник, 25 января 2022 г.

СТАРЫЙ КОНЬ..., или Конец беларусской поэзии

Пять лет назад вышел сборник «Далеч вячэрняя: вершы, паэмы, араторыя» моего земляка, истинного поэта Михася Башлакова. Тогда я подумал: остановился бы он. Особо обращала на себя внимание «оратория». И вот вижу, что в 2020 году издательство «Беларусь» выпустило сборник поэта «На зветраных шляхах». Не знаю, это новые стихи или подборка старых. Не хочется разочаровываться, но постараюсь ознакомиться с книгой.

В октябрьском журнале «Нёман» вышла поэтическая подборка Валерия Гришковца под названием «Предзимье. Больница». Поэт не раз утверждал, что «завязал» со стихами. Но графоманская (в здоровом смысле слова «влечение к сочинительству») жилка, видно, не отпускает. Конечно, трудно освободиться от устойчивых навыков.

Творчество пинского русскоязычного поэта в нашей стране вне конкуренции. С ним нельзя сравнивать потуги эпигона, гиперрусофила Анатолия Аврутина. Однако Валерий Фёдорович признавал, что у него имеются и «дежурные» стихи. Особенно, образца советского периода. Именно такие я обнаружил и в октябрьском «толстяке».


Сovid-19. Больница.

И знобкий, ноябрьский рассвет,

Как одурь, на окнах слезится.

Не спится. И сон словно бред.


Автор заболел, как ему сказали, ковидом. Это печально. Любая болезнь неприятна. Но пациент не простой человек, а поэт. И он начинает воспевать омерзительное изобретение аферистов ВОЗа. Только воз, на котором триллионы долларов предприимчивых мерзавцев, тянут простые люди мира, у которых и изъяты эти средства.

Понятно, что мастерство не ржавеет. Поэт искусно использует поэтический инструментарий, включая тропы. «Как одурь, на окнах слезится», «воздух гудит, что наждак», «...камнем подушка. // И простынь, // Сползая, чернеет в глазах», «ковидная, скорбная повесть», «душа сидит в горячем теле»... Однако всё это относится к рефлексии и чуждо поэзии. Притом, «Ковид», «ИВЛ» и подобное отдают некой механистичностью, также несовместимой с поэзией.

Подумалось абсолютно рационально и без злого умысла: наверное, хорошо, что Пушкин (Высоцкий, Лермонтов...) ушел так рано из жизни. Понятно, что подобное не обязательно должно происходить и сейчас. Но у каждого творца есть свой «срок годности» и пренебрежение им грозит непоправимыми последствиями.

***

Сovid -19. Больница.

И знобкий, ноябрьский рассвет,

Как одурь, на окнах слезится.

Не спится. И сон словно бред.

 

Укол. ИВЛ. И скрип сердца

Слышней и слышней: поживешь!..

А впрочем, тут некуда деться:

Спасайся! А там и спасешь...

 

Все в белом. Но бель эта — с болью,

В глазах – как-то странно черно.

И горько, как будто из соли

Последнее жизни вино...

 

Но с Богом и смерть милосердней –

Обычное дело она...

Вон кто-то у койки соседней

Склонился, но речь не слышна.

 

Не встать. А как хочется выйти!..

Горящая катит волна...

Да, тошно. Да, горько. Но выпью!

Допью свою чашу до дна.

 В.Гришковец, 2021.

Конечно, от Поэта не убудет в связи с дежурностью отдельных произведений. Для русскоязычной поэзии его творчество многое значит.

Александр Новиков (#алесьновікаў)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.