Подпись под Чергинцом: - Что, зарубишь? |
Ровно два года назад я наткнулся на сообщение от Комитета по Государственным премиям Республики Беларусь. С удивлением узнал, что Н.Чергинец в своих произведениях «способствует утверждению общечеловеческих ценностей и идей гуманизма» и хочет Государственную премию. Были представлены ветхие книжки от «Вам – задание» и «За секунду до выстрела» (1982-1983 гг.) до поделки «Операция «Кровь» (2013). Конечно, я не мог не отправить в Комитет публикации с ЛитКритики. Долго ожидал нового сообщения и вот наступил январь 2021-го: «В области литературы, искусства и архитектуры премия присуждена доценту кафедры скульптуры Белорусской государственной академии искусств Константину Костюченко за создание монумента «Врата памяти» в мемориале «Тростенец», – таков был результат. Наверное, я не так крут, чтобы влиять на премии. Просто восторжествовала справедливость. Как и в случае с премией Союзного государства три года назад, когда ее вручили Валентину Елизарьеву.
***
«Уважаемый Валерий Федорович!
Прочитал недавно на сайте, принадлежащем подлецу и негодяю Новикову, обладателю что-то около пяти кличек, Ваше интервью или информацию о Вашей с ним позиции по отношению к Союзу писателей Беларуси, членом которого Вы являетесь».
Кто бы вы думали так обращается к поэту? Да индивид Н.Чергинец стенал полтора года назад на своем сайте, унизительно заигрывал перед Гришковцом. Еще одна цитата:
«Об авторитете СПБ. Лжец Новиков, без элементарной совести, которой у него уже и капли не осталось, как он считает, «критикует» произведения наших писателей. Вдумайтесь, Валерий Федорович, произведения почти каждого писателя СПБ отмечены высокими государственными наградами, премиями, многим нашим писателям присвоены почетные звания. Согласитесь, у каждого нормального члена СПБ это не может не вызывать чувство гордости. А жалкие стенания завистников, которые считают, что если им не дали награду, то и Союз плохой, меня не интересуют. Пусть они обращаются к Новикову».
Читать по теме: "Девальвация совести". |
Как вам такое – обладатель фабрики лжи обвиняет меня во лжи! Однако речь пойдет не об индивиде. И не о том, будто я с Гришковцом желал писать в Комитет по премиям – это ложь. Чергинцом описано выше некое райское писобъединение. Ранее я показал, кто получал Национальную премию в номинации «Проза» за весь период существования «конкурса» – «Поговори со мной о прозе, ну хоть чуток поговори...». Теперь обращаюсь к номинации «Поэзия».
***
Первую премию (2015 год) отхватила Тамара Гусаченко (Краснова-Гусаченко), председатель Витебского ОО СПБ с книгой «Встреча» («Беларусская энциклопедия», 2270 экз.). Не стану отзываться о текстах сборника, которые представляют собой сгусток рефлексии. Публикую самое первое творение.
Не вини
Открыл мою книгу? Она про тебя:
Похожие ночи, похожие дни,
Здесь в строки уложены жизнь и судьба,
А что не сумела сказать – не вини.
Прости, что тебя предавали больней,
Коварней, обычная мзда за успех.
Всей жизнью своею постигла, что мне
Не выразить горечи, боли – за всех.
Бумагу возьми, карандаш, и – пиши,
Не прячь своё горе, откройся до дна,
Пусть рвётся плотина страданий души,
И боль истекает, и тает вина.
2016 год. Премию дали Марьяну Дуксе (1943-2019) за книгу «Птушка вечнасці» («4х4», 300 экз.). На сайте премии написано: «Чудесный храм живого слова» – подборка стихотворений Марьяна Дуксы в первом «Нёмане» этого года (в переводе с белорусского Геннадия Авласенко). Ожидаешь от этого названия уже чего-то значимого, во всяком случае, этого самого «живого слова». Моя критика рифмовок называлась «Убить живым словом».
2017 год стал счастливым для эпигона Анатолия Аврутина. «Просветление» – так назывался конкурсный сборник поэзии («Народная асвета», 2100 экз.). Анатолий Юрьевич многое сделал для Чергинца, кроме того, поучаствовал в преследовании критика Новикова. Потому он обвешан наградами и премиями.
Казимиру Камейше повезло в 2018 году. Премию дали за сборник поэзии «Высокі бераг». Медовый отзыв о книжке написал Алесь Мартинович. Приведу стишок, показывающий уровень творчества этого автора.
МАЛІТВА ВЯРТАННЯ
На неба гляджу з-пад рукі.
Спявае яно ці галосіць?
Там выраю два радкі
Рыфмуе самотная восень.
Паэма мая ў два радкі
Двухкрыла ляціць за аблокі.
Дзе стрэліся два вякі,
Ты ў шлях адлятаеш далёкі.
О, як іх трывожна звяло –
Нязвыкла ажно чалавеку –
Мінулага веку крыло
З крылом ужо новага веку.
Раздзелены шлях надвая
І блізкім крылом, і далёкім.
Вяртайся, паэма мая,
Пад кроны ў мае Налібокі.
Да рэчкі сваёй,
Ручая,
З якімі адзін я застаўся.
Пра гэта й малітва мая:
– Вяртайся,
Вяртайся,
Вяртайся!..
Неприметный чиновник от литературы Мікола Маляўка стал счастливым обладателем премии в 2019 году с книжкой «Сланечнік» (4х4», 150 экз.). Вот образчик «творчества» пиита:
Верш Зімовы настрой
Ціха-ціха снег лажыцца
На палі і на лужок.
І пяшчотны сон мне сніцца –
Ціхі, белы, як сняжок.
Завіруха завывае,
Свішча вецер за акном.
Сум трывожны набягае,
Студзіць душу халадком.
Так трашчыць мароз рыпучы,
Што на небе месяц змерз,
Але цёпла каля печы
Слухаць мне паленаў трэск.
А як сонейка засвеціць,
Заіскрыцца ўсё вакол.
Прыгажэй няма на свеце
Зімніх казачных дзянькоў.
Николай Александрович кроме стихотворений производит сонеты, притчи, баллады, поэмы. Конкурсная книга является искренней исповедью автора перед Богом. Примечательно, что на 80-летие писателя руководству СПБ и коллегам по перу нечего было сказать. «13 снежня адзначае 80-гадовы юбілей вядомы беларускі пісьменнік Мікола МАЛЯЎКА! Калегі па пяры зычуць Вам, шаноўны Мікалай Аляксандравіч, моцнага здароўя на доўгія гады, а таксама плёну і нястомнасці ў творчасці!», – это всё, что я нашел на сайте чергинцовской писорганизации.
Поздравление М.Малявке с 80-летием от коллег по СПБ |
2020 год для номинации «Поэзия» был странным. Премию заслуженно дали Валерию Гришковцу. Я написал «дали» потому, что этого поэта не было среди номинантов. Указано, что лучшим произведением стал сборник поэзии «Остаюсь навсегда» (БЭ, 831экз.). К сожалению, не имею этой книги и не могу отозваться о ней.
И вот 2021 год. Премию получил Виктор Шнип. «Победила» его книга «Белае, чорнае і залатое». Отмечается, что она состоит из четырех разделов. В первом – стихи об истории Беларуси, о людях, которые стали нашей гордостью (Франциск Скорина, Янка Купала, Якуб Колос, Максим Богданович, Владимир Короткевич и другие). Во втором – произведения, в которых живет музыка ветра, воды, травы, и деревьев. В третьем – белые философские стихи. В четвертом – хокку. Очень хочу приобрести книгу, чтобы из представленной каши составить впечатление о поэте.
Возникает закономерный вопрос – если это ведущие поэты, выявленные за семь лет, то что собой представляют остальные? Собственно, можно дать общий ответ – в Беларуси осталось несколько талантливых поэтов. Остальные – посредственности, а в большей степени – рифмоплеты или щелкопёры.
P.S.: Не могу не развеять еще один миф. Чергинец утверждает, что он «автор, суммарный тираж книг которого
насчитывает более семи миллионов экземпляров». Я посчитал на сайте НББ.
Общий тираж его книг около 1700000, в том числе за последние 20 лет – около 112000. Получается, за рубежом издали более 5 миллионов?
Александр Новиков (#алесьновікаў)
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.