К сожалению, в наше время писатели сами по себе, в ожидании признания, в том числе от критиков, а критики сами по себе. Последние попросту разговаривают с собой. Если учитывать, что в Беларуси и вовсе практически нет критиков текущей литературы, то получается полная тишина.
Поразило, что у нас «достаточно много объектов для оценивания». Конечно, писатели производят тексты. Но их оценка занимает немало времени. Это при том, что заранее знаешь – ставить надо «неуд» или «тройку», чаще – с минусом. Посредственности, бездари и просто махровые графоманы заполонили всё литературное поле. Немногочисленные таланты не видны из-за мощных побегов сорняков. И всё же я потрачу свое время на своеобразную аналитику. Таким интеллектуальным трудом практически никто не занимается.
Объектом краткого исследования станут прозаические произведения, представленные на трансформированного чергинцовского «Золотого Купидона», называемого с 2015 года «Национальная литературная премия» (я ее называю «БелБес», поскольку устроителей Бес попутал). В первую очередь те, авторам которых дали желанную премию (за ней сейчас немалое денежное наполнение). Этот совковый механизм является одним из убийц беларусской литературы.
Буду рассматривать произведения исключительно в номинации «Проза». Драматургия, публицистика и поделки для деток и юношества – это уже будет занадта.
***
2015 год. Второпях, под фанфары, нарушая законодательство и самими же лит- и госчиновниками придуманное Положение о премии, раздали (именно раздали) первые награды. Что же тогда было в номинации «Проза»?
К сожалению, на сайте Премии архив по номинантам и их произведениям доступен не полностью. Собственно, и причитать незачем – всё будет понятно по тем, кому дали премию.
Итак, первым счастливцем стал жэстачайший литчиновник Владимир Саламаха с книжкой «І няма шляху чужога».
«В книгу лауреата Государственной премии Республики Беларусь Владимира Саламахи включены социально-психологические повести. Герои произведений – наши современники: ветераны, люди среднего поколения, молодежь. У каждого из них своя непростая судьба, свое отношение к действительности. Но все они, превозмогая сложности быта и взаимоотношений с людьми, приходят к пониманию, что человек в любых, даже трагических для него ситуациях, должен оставаться человеком. На этом и крепится жизнь» (здесь и далее с сайта litpremia.by).
Эту «жысть есть жысть» из 495 страниц пусть разбирает мой уважаемый постоянный читатель. В аннотации меня смущает слово «психологические».
2016 год. Как известно – Бог отец, сын и святой дух. Понятно, что святых духов в литературе нет (возможно, это спорный тезис), но вот отцов и сынов предостаточно. В первом сезоне премии в номинации «Лучшее произведение литературной критики и литературоведения» премию всучили сыну известного в узком кругу Алеся Мартиновича – Денису. Батька пропустил его вперед себя. Но в 2016 сам отхватил премию за книжку «Цяпло колішніх вогнішчаў».
«Что общее между авантюрной Гальшкай Острожской и героем Отечественной войны 1812 года Яковом Кульневым, автором первой украинской конституции Филиппом Орликом и первым российским прокурором Павлом Ягужинским, последней гомельской княгиней Ириной Паскевич и матерью Ивана Грозного Еленой Глинской? А то, что все они имеют отношение к истории Беларуси. О них, а также о других замечательных людях, которые родились в Беларуси или родом из других мест, но немало сделали для нашей земли, и рассказывается в новой книге Алеся Мартиновича».
Компиляции разбирать не намерен. Тем более, что трактат на 606 страниц.
2017 год. Как известно не только мне, у «мастера сыска и художника слова» и Людмилы Рублевской особые отношения: он ее попросту ненавидит. Но в год столетия СуперВеликой Октябрьской революции, после которой было пущено немало крови мирных, порядочных граждан, писательнице дали-таки премию за книжку «Авантуры Пранціша Вырвіча, здрадніка і канфедэрата». Похоже, это был первый удар по стареющему гиганту непонятно какой литературы. К произведению даже не написали аннотацию на сайте премии. Но в Сети нашел это:
«У чацвёртай кнізе авантурна-прыгодніцкага цыклу Людмілы Рублеўскай загонны шляхцюк Пранціш Вырвіч і полацкі доктар Баўтрамей Лёднік зноў выпраўляюцца ў прыгоды. На гэты раз яны трапляюць у Францыю, дзе Лёднік працуе разам з вядомым навукоўцам Жанам Жыліберам. На гэты раз Лёдніка ўцягваюць у таемнае таварыства, што займаецца злачыннымі аперацыямі на людзях. Пранцішу Вырвічу давядзецца рызыкнуць жыццём, каб вызваліць старэйшага сябра. А па вяртанні на радзіму – новыя прыгоды… Тут адбываецца магнацкае паўстанне супраць караля Станіслава Панятоўскага, і героі апынаюцца нібы паміж жорнамі, іх перакідвае то на адзін бок палітычных сілаў, то на другі. Давядзецца сустрэцца з егіпецкай прынцэсай і каронай святога Альфрэда, плаваць у вадзяным змеі ў падземных азёрах пад Туравам, разгадваць таямніцу шлема арабскага лекара Альбукасіса… Вас захопяць жывая мова і аўтарскі гумар, неверагодныя павароты сюжэта і непаўторная атмасфера 18 стагоддзя – эпохі «плашча і кінжала».
Голливудские перепевки меня не интересуют, потому не могу рассматривать это чтиво, которое почему-то относят к мидл-литературе.
2018 год. На сайте премии уже можно найти список претендентов и книг. В «Прозе» были представлены:
«Путь во времени» (Ильинский Николай);
«Нязваны госць» (Шырко Васіль);
«Багровый закат» (Чарказян Ганад Бадриевич);
«Одноклассники» (Джад Александр);
«Валуны родной сторонки» (Улютенко Виктор);
«Петля Мёбиуса» (Атрушкевич Александр);
«Палешукі» (Гаврилович Владимир);
«Щука тоже хочет жить» (Калашников Евгений);
«И тогда спроси свою печаль» (Волкович Александр);
«Наше славное былое» (Чудов Валерий).
Кто-то может сказать мне: почему не читая охаиваешь книжки? Дело в том, что я второй десяток лет в критике. Особенно хорошо знаю писак из бутафорского СПБ, которым, в основном, и раздают премию. В данном списке нет ни одного автора, кто представлял бы интерес для меня. Почему дали премию Василю Ширко, мне хорошо известно. Думаю, даже книжка Г.Чарказяна предпочтительнее для раздачи. Ведь его достойно псевдопереводит с курдского В.Липневич.
«Остросюжетные повести лауреата Государственной премии Василия Ширко читаются на одном дыхании. Небольшие размером, глубокие по содержанию, они, несомненно, заинтересуют читателей. Герои попадают в экстремальные ситуации. Молодую пару медиков отправляют на несколько лет в Республику Гвинею, где они борются со страшной лепрой, находят друзей. Герой обороны Сталинграда генерал Чуйков собирается сурово наказать молодого, ни в чем не виновного офицера, с которым встречается через много лет после войны. Генерал уже дважды Герой, маршал, но и офицер — полковник, Герой Советского Союза. Повести украшают были, поговорки, непринужденный родной язык».
Скорее всего, я больше уважаю Василя, как человека, чем нет. Вероятность невелика, но, возможно, прочту его книжку почти о пятистах страницах.
2019 год. На «Прозу» посягали 14 авторов с 16-ю произведениями. Н.Ильинский перешел на мелкий опт и подал аж три. Не желаю грузить читателей списком. Укажу основных авторов, которые наиболее известны в узком кругу. Это – Маргарита Латышкевич, Сергей Трахимёнок, снова Владимир Гаврилович, также Наум Гальперович, прозанул даже Виктор Шнип... Премию получил уважаемый мною Олег Ждан (Пушкин) с книгой «Гений». Здесь, похоже, заслуженно. Я отзывался положительно на ЛитКритике о рассказе, название которого присвоено сборнику произведений.
«В новой книге известного белорусского писателя Олега Ждана (Пушкина Олега Алексеевича) много юмора и много печали, как и в нашей непростой жизни. Действие повестей и рассказов происходит в Беларуси, Польше, России, в больших и малых городах нашей республики. События, о которых повествует автор, чувства, которые переживают герои, знакомы многим из нас, а известная фраза «смех сквозь слезы» – о душевном состоянии многих персонажей книги».
К этой книге, пожалуй, обращусь с целью критики.
2020 год. Как только денежное содержание премии стало в два раза солиднее – 100 базовых, списки жаждущих номинантов заметно увеличились. В прошлом сезоне в «Прозе» их было тринадцать. Основные претенденты на давальческую премию: Анатолий Резанович, Наталья Батракова (!; вступила в бутафорский СПБ), Елена Попова, Егор Конев, почему-то при низкой вероятности успеха выскочил Владимир Наумович, снова Людмила Рублевская. Премию же распределили Владимиру Степану с книжкой «Хвалі».
«Кожнае мастацтва імкнецца выйсці за свае межы. Проза Уладзіміра Сцяпана – яскравы прыклад такога памкнення. Пра што б ён ні пісаў, перад чытачом імгненна ўзнікае выява. Чытаеш словы, а бачыш людзей, краявіды, рэчы, пра якія сказана ўсяго некалькі сказаў. У нечым такая выяўленчая проза нагадвае мастацкае і дакументальнае кіно, дзе камера фіксуе дробныя дэталі і вялікія панарамы. Але ўсе карціны працуюць на сюжэт твора, на яго змест».
Ну и последний, нынешний сезон – 2021 год. Двенадцать авторов. Среди них Валерий Гапеев, Александр Комаровский, Изяслав Котляров, Анатолий Матвиенко, Андрей Федаренко, Евгений Хвалей, снова Николай Ильинский (настырный), Василь Ширко (?), Анатолий Резанович. В этом списке имеются и талантливые писатели. Премию дали Виктору Правдину с книжкой «Парыж, Эйфелева вежа і…». Полагаю, по той же причине, что и В.Ширко ранее.
«Новы раман вядомага беларускага пісьменніка Віктара Праўдзіна з прываблівай назвай «Парыж, Эйфелева вежа і…» — пра наш супярэчлівы час. Лёс звычайнага чалавека, які жыве ў ХХІ стагоддзі, займаецца бізнесам, пададзены аўтарам у захапляльнай форме. А пачынаецца твор банальнай гісторыяй. Галоўны герой Алесь Гурскі вяртаецца з камандзіроўкі, жонка Люся ў гэты дзень яго не чакала... Напоўніцу разгортваецца жыццё і селяніна, і бізнесмена, і прадпрымальнікаў, і кіраўнікоў: ад галоўных рэдактараў газет і старшыні СПК, ад пастуха, пастушкі і трактарыстаў да чыноўнікаў з дэпутацкім мандатам таксама. Развагі пра чалавечыя адносіны, дзе ёсць каханне і здрада, пра апантаную працу сапраўдных хлебаробаў, пра тых, хто без «украсці і выпіць» жыць не можа, а таксама пра дагэтуль не знішчаных «браткоў». Кропка аповеду ставіцца… у Парыжы! Адрасавана нашаму сучасніку з пажаданнем добрага настрою».
Этот компот не для меня. Потому книжка будет оставлена без внимания.
Такую «лучшую» прозу представляют на БелБесе. Нет ни сил, ни желания обращаться к чтиву. Лишь крайне редкие экземпляры заслуживают внимания. Потому, разговор наедине с собой оставлю на потом...
Почему обращаюсь к поэзии и рифмовкам? Да потому, что авторы выдают короткие тексты. Меньше времени уходит на критику.
Александр Новиков (#алесьновікаў)
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.