четверг, 23 декабря 2021 г.

«Я забывал о матери и доме, // Я родину в лицо не узнавал...». Поэту Валерию Гришковцу 68 лет

 
Валерий Гришковец, декабрь 2018.
Считаю, что в самом начале своих сборников авторы стараются поставить самые значимые для них произведения. Стихотворение, открывающее сборник В.Гришковца «Я из тех», есть концентрированное отображение жизни героя (автора), сгусток судьбы:

Я шел на голос завтрашней печали

По следу отболевших бед и ран.

Меня в вокзальных толпах узнавали

Краюху подвигали и стакан.

 

Гремели двери. Лязгали колеса.

Я уезжал, ни слова не сказав.

Дымилась даль от ветра и мороза,

От слез мутнели небо и глаза.

 

Я забывал о матери и доме,

Я родину в лицо не узнавал...

От пыли задыхаясь, в суходоле

Качался шлях и в звездах пропадал.

 

Тот самый шлях, от серой пыли млечный,

Что наши души с небом обручил.

И, обрекая нас на поиск вечный,

Единственно  тревогой  наделил.

О поэзии Валерия Федоровича немало положительных отзывов на ЛитКритика.by. Из отечественных русскоязычных поэтов с ним не может сравниться никто. Причем, не только из числа СП Беларуси, в котором он состоит. Кто-то вспомнит А.Аврутина, но его критики разбили в пух и прах, как эпигона.

Судьба Гришковца достаточно сложная. Она в чем-то сравнима с есенинской-кабацкой. Не потому ли так мощно звучит поэзия этого современного автора.

***

Валерка родился 23 декабря 1953 года в Пинске в семье рабочих. Был резвым ребенком, непоседливым, неуступчивого характера, отсюда частые стычки с ровесниками. Но мальчик был также достаточно впечатлительным, т.е., тонкой психической организации.

С писателем Гришковцом я знаком ровно десять лет. Разные периоды были в наших отношениях, но я разглядел в нем немало положительных черт. Возможно, познал человека-Гришковца лучше, чем он сам. Бывает такое. Поэтому мне хорошо известно, как провинциальный мальчишка развил талант и стал известным поэтом. Думаю, никто из беларусских пиитов не перечитал столько книг, сколько Валерка в детстве и молодости. Потому он начал пробовать сочинять стихи еще в девятилетнем возрасте. В свои пятнадцать лет получил первый гонорар. 

БОР

Среди болот, лесов, озер
Шагает властно осень,
Она обходит только бор
Всегда зеленых сосен.

Их увяданье не страшит,
И не страшна им вьюга,
Уже березы золотит
Зимы седой подруга.

А он кидает гордый взор
Кудрями рыжих сосен.
Всегда живой, зеленый бор,
Ему не страшна осень.

В. ГРИШКОВЕЦ, ученик 8 «Б» класса школы № 1.

При всех качествах, Валерия отличает скромность, стеснительность. Потому он не «пробивной» в отношении себя, в отличии от немалого числа других писателей из окружения руководства чергинцовского писобъединения. В связи с этим, Национальная премия по литературе в 2020 году была для Гришковца снегом на голову. Ее дали несмотря на то, что он не состоял в списках номинантов. Вопреки эспэбэшному бугру. Это просто чудо, секрет которого будет раскрыт позже.

Интересно то, что произведения писателя издавались за рубежом, в том числе и в США, Австралии. Опять-таки – издавали ценители его искусства, без заискивания и унизительных просьб со стороны поэта.

С Днем рождения, Валерий Федорович! Здоровья тебе, благополучия, насколько это позволяют нынешние условия, и обычного комфорта в жизни…

Александр Новиков (@алесьновікаў)

Комментариев нет:

Отправить комментарий