На завершающей стадии находится черновой вариант романа известного литературного критика и публициста Александра Новикова. Это его первая объемная проза – монументальное полотно, которое охватывает период с начала 80-х годов до настоящего времени.
Почему от достаточно сытой жизни полковник милиции, который с шиком проживал в столице, сбежал в Афган? Чего ему не хватало? От чего бежал? Об этом подробно описано в романе. Также, как и о проблемном детстве Кольки, который родился в опасный срок беременности – на восьмом месяце. Кроме того, при родах его уронили на пол. Может, потому мальчик до четырех лет не разговаривал, а лишь произносил невнятные отдельные слоги, явно демонстрируя отсталость в развитии. Относительно нормально он заговорил лишь ближе к пяти годам.
В романе четко прослеживаются две сюжетные линии, которые пересекаются, а иногда длительное время идут рядом. Это связано с главным героем – Александром Павловичем Новиковым, который на пятнадцать лет младше проходимца Николая Чергинца. Судьба свела их вместе, но после развела навсегда. Дело в том, что Николай Иосифович позиционировал и рекламировал себя в качестве талантливого писателя. Однако, благодаря недюжинным способностям, Александр профессионально занялся литературной критикой и на каком-то этапе деятельности указал на несостоятельность писаки. Его уровень был определен однозначно – производитель чтива. Двадцать пять лет их дружбы сразу же пошли коту под хвост, а Чергинец стал мстить непокорному критику, развенчавшему его псевдодостижения.
Немало места в романе отведено событиям последних лет. Это касается, в том числе, беспредела продажных судей и правоохранителей по отношению к Новикову. Хоть их и немного, но они, вместе с Чергинцом, асфальтоукладчиком прошлись по судьбе Александра и его близких.
Особенно обстоятельно рассказано об историческом изломе, который по времени проходит через 9 августа 2020 года, когда перестала существовать прежняя Беларусь.
Автор удачно использует в романе литературный прием своего присутствия. В текст органично вплетаются документы и цитаты из открытых источников, что только усиливает реализм произведения.
Насколько же в книге присутствует вымысел? Ровно настолько, чтобы не отойти от литературной формы нон-фикшн. Это не документальная книга, тем более – не исторический роман. Вообще, самыми лживыми писателями на России, да и у нас, являются как раз историки. Автор не питает иллюзий и в отношении мемуаров. Потому, только вдумчивый читатель отличит правду от вымысла. А тем, кто знает Николая Ивановича Чергинца, и вовсе не нужно напрягаться...
А.Лещинский
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.