воскресенье, 14 марта 2021 г.

«Таинственная страсть» Василия Аксенова

Недавно мне порекомендовали посмотреть российский сериал «Таинственная страсть» по одноименному роману Василия Аксенова о шестидесятниках, написанного им в 2007 году, незадолго до смерти. Творчество в свое время – начало шестидесятых – культового писателя, как-то прошло мимо меня. И это понятно – я на поколение младше (Василий родился в 1932 году) и у меня были свои кумиры.

Не могу не отметить качество фильма – оно достаточно высокое по многим параметрам. Использовались суперсовременные камеры, которые выдают почти идеальное изображение. Применен фильтр «сепия», в связи с чем, зритель имеет возможность наиболее реально погрузиться в прошлую эпоху.

Пока просмотрел три серии, но, похоже, остальные десять не уйдут от меня.

В сюжет фильма органично вплетен автор – Василий Аксенов. Используется кинематографический прием «интеллектуальная (говорящая) камера» или «корреспондент за кадром». Это усиливает реализм событий.

Особо мне понравилась беседа Аксенова с камерой (корреспондентом) о подлинности событий. Приведу диалог полностью:

– Скажите все-таки: это правда или вы все сочинили?

– Ну, вообще, все, что я сочинил – и есть правда. Понимаете?

– Да, но хотелось бы знать, как оно было в действительности?

– Ха-ха-ха! Ну, если тебя интересует действительность, ты попал не по адресу – тебе к историкам, приятель. Я по другому делу. Меня всегда интересовала жизнь. Я испытываю недоверие к мемуарному жанру. Сомневаюсь, что некоторые прототипы героев моего романа вообще когда-либо встречались все вместе.

– Василий Павлович, и все-таки – правда или вымысел?

– Решай сам...

Поразительно! Это относится к литературной форме нон-фикшн. Основа – реальные события, облаченные в литературную форму. Можно отнести к нон-фикшн, например, «Цусиму» Новикова-Прибоя, но там немало вранья. Также, как и в «Слове о полку Игореве» или в мифе о подвиге 28 панфиловцев. Т.е., отправляя читателя к историкам, автор не понимает (или не хочет понимать), что они могут неимоверно врать. Особенно, по заданию российских царей. 

***

Скорее всего, после просмотра фильма, напишу отзыв. В нем есть интересный момент: к герою – Ваксону (в реальности – Василий Аксенов) – пристает сотрудник КГБ и склоняет его к сотрудничеству. Однако Ваксон не идет на вербовку, хотя продолжает контакты с опером. Это следует осмыслить, поскольку профессионал во мне говорит: Ваксон – был агентом КГБ. Как минимум – доверенным лицом. Разница между ними минимальная: доверенное лицо не дает подписки о сотрудничестве и не имеет псевдонима.  

Александр Новиков (#алесьновікаў)

Комментариев нет:

Отправить комментарий