вторник, 16 марта 2021 г.

Предисловие к книге В.Яковенко «Надлом. Кручина вековая»

 

 Впервые опубликовано на сайте ЛитКритика 21 января 2018 года.

Возрождение эпопеи

Белорусский писатель и общественный деятель Василь Тимофеевич Яковенко ранее был знаком русскоязычному читателю по книгам художественно-публицистической прозы «Через гать» (1982), «На что нам жизнь дана» (1991), вышедших в Москве в издательстве «Советский писатель», а также повести «Приручение земли», изданной в «Политиздате» (Москва, 1975).

Василь Яковенко – один из сильнейших публицистов. В свое время он вместе с российским писателем, лауреатом Ленинской премии, Иваном Васильевым, наладили многодневное путешествие по Беларуси.

Немало обеспокоенные духовным и культурным обнищанием жизни в советской деревне, они пристально изучали село. Этому посвящена дорожная повесть Василя Яковенко «Деревенские диспуты», включенная в книгу «На что нам жизнь дана». Но только сейчас мы имеем дело с национальным эпосом…

Трилогия «Пакутны век» стала реальным художественным воплощением в жизнь конкретно-феноменологического модуса современной эпопеи. В ней воссоздан исторический облик белорусского этноса, показаны социальные и духовные истоки его жизнестойкости в борьбе за сохранение общеевропейских культурных и социальных ценностей. Сказанное вовсе не перечеркивает пластической, чувственной конкретики художественного произведения. То же следует сказать о психологических характеристиках персонажей – от селянина Петра Романовича (Писарчука) до помещика Романа Скирмунта, от Вильгельма Кубэ, генерального комиссара Беларуси, до комкоров Красной Армии Ильи Алексеенко и Василия Виноградова, от просветителя и разработчика космического топлива Бориса Кита до государственных деятелей Кирилла Мазурова, Никиты Хрущева… Повествование ведется проникновенно, с опорой на действительные события, факты.

Прозаик родился на белорусском Полесье и, будучи по первой профессии геологом, не порывая своих дум и чаяний с природой, приобрел бойцовские качества эколога. Беларусь и Европа обязаны ему тем, что в 1988 году была предотвращена крупнейшая экологическая катастрофа – осушение и распашка широкой поймы Припяти, превращение русла большой полесской реки в сточную канаву. При поддержке других писателей Василь Яковенко организовал в Минске международную научно-практическую конференцию с участием специалистов, ученых, руководителей государственных органов, она-то и помогла образумить одержимых мелиораторов. Не отдавая себе отчет в том, что делают, они всерьез, ни дать ни взять – по-державному, планово и усердно готовили наступление зловещей пустыни на извечно зеленом Полесье, с негативными изменениями климата на материке.

Руководствуясь высоким чувством гражданской ответственности, Василь Яковенко четверть века назад основал и возглавил общественное объединение Белорусский социально-экологический союз «Чернобыль», действующий и поныне, издавал газету «Набат». Последняя, став популярной, шла по подписке читателям не только Беларуси, но и СССР. Газета своевременно и неустанно раскрывала истинное положение дел на загрязненных радионуклидами территориях. В то же время общественное экологическое объединение БелСоЭС «Чернобыль», опираясь на помощь японцев, содержало под Минском санаторий по оздоровлению чернобыльских детей.

Однако, как ни удивительно, на то же чернобыльское лихолетье приходится и пик творческой активности литератора. Никто не ожидал, что с тем же размахом, как в публицистике, он преуспеет и в художественной прозе.

Воссоздавая картины жизни белорусского этноса в не столь отдаленном прошлом и наше время, автор обращается к разнообразной тематике, не избегая и того, что ранее считалось запретным. Подлинная правда, бескомпромиссная и даже жестокая правда – главная движущая сила прозы и публицистики Василя Яковенко. В этой связи уместно привести одно из высказываний Ф.Кафки: «Книга должна быть топором, разрубающим замерзшее море, которое находится внутри нас».

В трилогии «Надлом. Кручина вековая» лирическое авторское переживание событий и их философское осмысление составляют своеобразный художественный монолит, обладающий могучим зарядом духовной и нравственной энергии. Писатель, не обращая внимания на модные теории отмирания романа, трансформации его жанра в формы триллера или «новой мифологии», в своем романе продолжает и развивает традицию эпического повествования, что в филологии называется наррацией. Ему органически чужда игра с технологиями «нового романа», в котором едва обозначен контур структуры, заполненной технологией истязаний, и фактически отсутствуют такие феномены художественности, как хронотоп – единство художественного пространства и времени. В.Яковенко идет в русле традиций Л.Толстого, В.Реймонта, Г.Сенкевича, К.Чорного, И.Мележа, В.Быкова, усиливая при этом смысловое значение символического ряда обнажая трагические смыслы недавнего прошлого и тем самым мобилизуя потенциал интеллектуального, духовного, или философского мужества, столь необходимого современному человечеству в его поисках пути к новой культурной цивилизации.

 

 

 

 

 

 

Алексей Рагуля,

литературовед, профессор культурологии,

кандидат филологических наук

Комментариев нет:

Отправить комментарий