суббота, 30 января 2021 г.

Александр Новиков - "мужественный, талантливый и вдумчивый критик"

Пришло время обратиться к тому периоду, когда я начал заниматься литературной критикой. Это был октябрь 2011 года. Стала расти моя популярность. Я, наивный, весной 2013 года вступил в чергинцовский СП Беларуси, надеясь, что критика действительно нужна этому объединению.

Одной из тех, кто дал мне рекомендацию, была замечательная писательница Наталия Костюченко. Из рекомендации становится ясным, почему я покинул в октябре 2013 года одиозную писорганизацию. Понятно, Н.Чергинец не мог терпеть рядом с собой популярного, неподкупного критика Александра Новикова.

Если бы захотел себя охарактеризовать, то у меня так не получилось бы, как у Наталии.

Фото А.Новикова (2014)

Рекомендация

Впервые познакомилась с работами (статьями, отзывами, рецензиями) Александра Новикова – критика, психолога, а также умного, обладающего даром глубоко анализировать, неравнодушного читателя – в конце 2011 года. Созданный им в октябре того же года белорусский литературный портал «Литкритика.by» буквально взорвал сложившиеся в нашей литературе устои критики.

Как критик Александр Новиков стремится не к мудрствованию и оригинальничанью, а как можно объективнее понять, разобрать произведение того или иного автора, не позволяя себе поверхностного, хоть сколько-нибудь «халтурного» подхода (что нередко делают другие критики). Если хвалить – то без фальши, ругать – тоже без фальши. Мне кажется, это важная черта характера Александра Новикова (и не только, как критика, но и человека).

Чувствуется, он органически не принимает притворство, «слащавость», угодничество, трусость. В критике его можно сравнить разве что с воином, который принял для себя решение не пасовать ни перед чем, подчиняясь исключительно своей совести и чувству справедливости. Смелость Новикова вызывает восхищение и уважение. Его не смущают ни должности, ни звания «разомлевших от неприкасаемости литераторов» (А.Н.), он высказывает симпатию или обличает вне зависимости от того, кто перед ним – одинокий, отчаявшийся, может быть, даже спившийся, превратившийся в изгоя человек, или конкретное, занимающее высокую должность лицо.

А как психологически достоверно говорит Новиков, выражая тем самым свою гражданскую позицию, о неразумности, маниакальности, вреде чрезмерных предпочтений, пристрастий, влечений – «филии» относительно государств, языков: «...любовь и чрезмерное влечение к одному, зачастую, являются причиной для ненависти и презрения к чему-то другому. Так, в нашем случае, мовафилия порождает ненависть и презрение к русскому языку, а государствофилия – чрезмерная любовь к Беларуси – ненависть к России».

Думаю, аналогичное тому, о чем не молчит Александр Новиков, хотели бы высказать многие, только...

В конце 2012 года вышла в свет книга Александра Новикова «Неизбежный поворот», в которой собраны избранные статьи, размещенные на портале «Литкритика.by». Она, я думаю, сыграет свою, особую роль в литературном процессе в Беларуси.

Хочется пожать руку этому мужественному, талантливому, вдумчивому критику и человеку. И, не сомневаюсь, друзей у него будет гораздо больше, чем врагов.

Рекомендую принять Александра Новикова в Союз писателей Беларуси.

Наталия Костюченко,

член Союза писателей Беларуси с 2006 года, членский билет №165.

ПОДПИСЬ

20.12.2012г.

Прогноз Наталии в отношении друзей и врагов не сбылся. Да, я приобрел немало друзей. Их поначалу действительно было больше, чем врагов. Однако при определенных обстоятельствах меня почти все предали.

Импонирует то, что Н.Костюченко не отозвала, как и другие, свою рекомендацию, когда Н.Чергинец картинно исключал меня повторно из СПБ в январе 2014 года. Однако в конце 2016 года она это сделала. Причем, оформила отзыв задним числом. Это тоже своего рода предательство. Правда, в этом случае есть часть моей вины.

Я не обижаюсь на Наталию, считаю ее все же порядочным человеком. Всем свойственно ошибаться.

***

Интересно, что в ноябре 2011 года я написал отзыв на повесть Костюченко «Предательство». Назывался он «Эталон предательства». Именно этот один из самых мерзких человеческих феноменов сопровождал всю мою жизнь последних полдюжины лет.

Александр Новиков (#алесьновікаў)

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий