понедельник, 19 июля 2021 г.

Альтернативная газировка

(Впервые опубликовано на ЛитКритике 12 марта 2013 года)

Очень интересная статья Семена Букчина в сегодняшней «Народной воле» (№ 20, 12 марта 2013)  «Жизнь как хохма и прикол»: О романе Владимира Некляева «Автомат с газировкой с сиропом и без». На русском языке.

Не стану пересказывать статью. Ее нужно читать всю, если кто заинтересуется (ЗДЕСЬ).

В.Некляев
Отмечу коротко: Семен старательно подошел к изучению романа и его персонажей. Он делает вывод, что «по сути, мы имеем дело с автобиографической прозой, в которой личность главного героя, как читателю дают понять, полностью совпадает с личностью повествователя. Более того, автор послесловия Виктор Леденев свидетельствует: центральное лицо романа, пятнадцатилетний ученик техникума электросвязи Володя (прозвище «Князь»  А.Н.), это и есть его нынешний друг Владимир Некляев. Только в подростково-юношеском возрасте. То есть в ту пору, когда он только что приехал в Минск из провинциальной Сморгони». Интересный факт.

Букчин обращает внимание на время, описанное в романе, и отдельные временные рамки, о чем я особо подчеркну позже.

Несколько непонятным является вопрос реальной причастности В.Некляева к кружку Хадеева. Получается, Семен выгораживает Прокофьевича, если живые свидетели утверждают следующее:

«А еще через день, 7 марта, в «Комсомольской правде» в Белоруссии» появилось обширное интервью с Э.Н.Горячим, в котором, в противовес моему еще не опубликованному, но словно прочитанному тексту... содержится утверждение, что Некляев входил в кружок Хадеева, хотя и был «значительно моложе».

Я склонен верить в этом случае Э.Горячему и перехожу к следующему:

«Кто среди нас стукач?» вот главный вопрос всех наших обсуждений. Его задает и автор романа...» пишет в послесловии Виктор Леденев». Вот это уже совсем интересно, и следующее также: «Точно определено и время основного действия романа конец лета 1961-го начало 1962 года. Это при том, что память автора время от времени прихотливо взмывает и в более ранние и в поздние времена. Почему я говорю так определенно о временных рамках основного романного действия? Да потому что знакомство подростка Володи с другими реальными персонажами, как свидетельствует автор послесловия, происходит в августе 1961 года. А дело «антисоветской группы Хадеева» КГБ начал публично раскручивать и это исторический факт в начале 1962 года».

Ну и что вы так долго думаете, господа? хочется спросить вполне определенно. «Князь – стукач». От этого предположения следует отталкиваться в рассуждениях. Я предлагаю следующее альтернативное развитие событий.

***

Пятнадцатилетнего подростка Володю, по прозвищу Князь, только что поступившего в Минский техникум связи стилягу, который носит рубашку с обезьянами и попугаями, брюки-дудочки и желает танцевать рок-н-ролл, слушать Дюка Эллингтона, Джона Рида и Элвиса Пресли, читать Агату Кристи грамотно прихватили ребята из КГБ и подвербовали. Дальше – дело техники: информацию Князя, который в картотеке КГБ значится как агент «Казанова», легализовали и группу Кима Хадеева умело «разложили». Всем участникам группы досталось по полной программе, а Князь, «мальчик из Сморгони, становится поэтом, любимцем властей, комсомольским лауреатом, который от лица советской молодежи выступает на XXV съезде КПСС, одновременно возглавляет журнал и газету, будучи главой союза писателей, терпит поражение в борьбе за «близость к телу» Хозяина Беларуси, бежит за границу» после того, как правоохранительные органы заинтересовались его хозяйственной деятельностью. Затем, почти через десяток лет, возвращается на родину. Власти ему все прощают, даже допускают, нарушая законодательство, участвовать в выборах президента страны. КГБ восстановило с ним связь и из архива поднята запыленная папка агента «Казановы». Но Казанова-Князь, на пике популярности немного зазнался, повредился умом, и послал суровых ребят в погонах подальше – ведь впереди замаячила сладкая власть. Эти же ребята его слегка вразумили, при подходе к площади с целью захвата власти (была дана четкая команда: «бить аккуратно»). Подержав немного, для вида, в своих казематах, спецслужба отпускает «Казанову» за ненадобностью. Запад всё надеется на Князя, но из него уже нечего выжать и Князя-Казанову все оставляют в покое.

Не вынеся отсутствия внимания, баловень судьбы уединяется и пьет большое количество пургена и мочегонного. Его организм не выдерживает обезвоживания, и Князь, со счастливой улыбкой, умирает прямо на унитазе...

Комментариев нет:

Отправить комментарий