Писатель Глеб Гончаров поместил в своем закуточке ФБ довольно неплохое стихотворение. То, что развернулось после, достойно внимания неравнодушных, мыслящих читателей (источник). Представлю это в виде одноактовой пьесы.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Глеб Гончаров – хозяин фейсбучной комнатушки.
Анатоль Кудласевич – придворный чергинцовский поэт; изгнан из провластного писобъединения как бы за неадекватное поведение.
Александр Новиков – зачуханный объективный критик, возомнивший себя зеркалом, враг графоманов, посредственностей и бездарей в литературе.
Олег Мельников – большой человек в области науки, писатель.
Галина Корженевская – милая дама, официально – поэтесса
***
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ И ПОСЛЕДНЕЕ.
На сцене – фейсбучная комнатушка Глеба. В ней Кудласевич, Новиков, Мельников и Корженевская.
Глеб (декламирует свое стихотворение):
Я прадчуваў, што ў холадзе прыйду,
Згублю мацунак долі валацужнай,
I страт неверагодных чараду
Сустрэча сцішыць. У зімовай сцюжы
Ёсць нешта першабытнае… Амаль
Пасуе мой характар снегападу,
Як ломанай маланкі вертыкаль
Перасякае рысу далягляду.
Я пэўны быў, што ў снежаньскай тузе
Прывалаку разбухлыя кішэні,
З якіх павыпадаюць па чарзе
Набытыя ў ліхтугах спусташэнні.
Хiстаючыся, месяц цішаком
Распусціць шыбу колерам лімонным,
I я сябе адчую двайніком
Заціснутага ў кут хамелеона.
Няхай мігцяць лімонныя агні
Ператварэннем поўнявага злепка:
Я буду адлюстроўваць прамяні,
Падобны да самотнага аскепка.
Рассечаная лёзамі начэй
На тысячы непераносных енкаў,
Ты, каб закатаваць мяне лягчэй,
Раптоўна скінеш тонкую сукенку.
Анатоль Кудласевич:
– А-а-а… так вот для чего понадобились все эти «сломанные вертикали молний», «разбухшие карманы», «луна, которая незаметно растворяет окно лимонным цветом», «двойники и зажатые в угол хамелеоны» – все подводилось к обычному сексуальному насилию.
Глеб (поперхнувшись холодным крюшоном, который потреблял с удовольствием в неимоверную жару):
– Позволь, милейший. Это полная галиматья. Знаешь, почему я брезгую читателями? Потому что они видят в тексте то, что я в него не вкладывал.
Кудласевич (полностью забыв, о чем только что говорил):
– Да, редко понимают. То, что мы пишем (намекая на то, что и он поэт). И действительно вычитывают то, чего нет. И самое удивительное – увлекаются проходными стихами, написанными левой ногой спросонья. А рядки, написанные на разрыв аорты, в которые кусочками попала душа, совсем не воспринимают и не понимают. Здесь я с тобой целиком согласен.
Глеб:
– Абсолютно согласен (забыв о том, что только что говорил Кудласевичу):
Критик (казалось, он не слушал беседу) Кудласевичу:
– Толя, на разрыв аорты как раз работают графоманы в не совсем хорошем значении этого слова.
(Повернувшись к Гончарову):
– Глеб, ты говоришь – «то, что туда не вкладывал». Можно вкладывать одно, а получится совершенно иное. И автор этого не заметит. Но чаще всего поэтов (пиитов) не понимают сами же поэты (пииты).
– Глеб (брови полезли кверху, изображена обида):
– А вот сейчас было обидно. (Цитирует, улыбаясь): «Малыш, но я же лучше собаки [Н.И.Ч.]».
Критик:
– Вообще-то, я о твоем творении ничего не сказал.
Гончаров (еще не вышел из образа хамелеона):
– Да, я знаю. Тем более, что это мое старое произведение, а у нас с тобой уговор: при необходимости резать взаимную правду-матку.
Кудласевич (давно выбросил вперед руку, требуя слова; демонстрирует знание психики графоманов, не относя себя к ним) критику:
– Вот ты, дорогуша, ошибаешься кардинально. Настоящий графоман и ногтем своим не рискнет для творчества. Графоман творит только для того, чтобы потешить люд и показать свое словолюбие. А, если понадобится, рискнуть, пусть и не жизнью, а просто комфортом. Графоман легко откажется от всего, что написал. Поэт по призванию (наверное, имея в виду себя) не может быть графоманом. Белорусские графоманы в большинстве своем творят на русском языке, ибо им хочется в первую очередь славы.
Критик:
– Толя, ты много букафф выдал. Почти все они встроены в иррациональные суждения. Ты не единственный автор рифмованных текстов, который не понимает завихрения мыслей других авторов.
Олег Мельников Гончарову (по поводу читателей, до этого внимательно изучая содержимое книжки «Наука и религия»):
– Я согласен с тобой, Глеб. Но, знал бы ты, как это изменяется, если они не видят того смысла, который ты заложил.
Корженевская (оторвалась от журнала «Космополитен) Гончарову:
– Поэзию не трактуют. Если что-то не то увидели, значит, сказано неуклюже.
Критик (во след уходящей Галине: ей раздался звонок и она, прижав к уху телефон, покинула уютную комнатушку Глеба):
– Галина, а что такое поэзия?..
(Занавес)
***
Послесловие
Конечно, хамелеонами оказались двое участников беседы. Милая же Галина не понимает, что разбирать общее понятие – поэзию – невозможно. Только конкретные произведения: стихотворения, стишки, рифмовки, прозу автора… Поэзию какого-то поэта, поэзию века… Ну и полное невежество поэтов (пиитов) в творчестве (псевдотворчестве) других – общеизвестная истина. Уходит она корнями к Пушкину, Есенину и другим знаменитым поэтам. Давно известно – со времен великого Белинского, что объективный критик не может быть классным писателем.
Александр Новиков (#алесьновікаў)
"Анатоль Кудласевич – придворный чергинцовский поэт; изгнан из провластного писобъединения как бы за неадекватное поведение" - Не верю, как говорил Станиславский. Хотел оскорбить меня такой характеристикой? Не оскорблюсь, потому что это не правда. Изгнан с формулировкой "за оскорбление президента и белорусского народа" - "неадекватное поведение приплели до кучи". Эх, ты, драматург!
ОтветитьУдалитьТак в провластном СП, в котором ты состоял, это и есть неадекватное поведение.
Удалить