суббота, 20 февраля 2021 г.

«Собрание банальностей» Ратгауза

 
 
В сборнике Евтушенко Даниил Ратгауз представлен одним стихотворением. Как видно, банальности иногда привлекают великих композиторов. Вероятно, положенные на музыку, они проживают совершенно иную жизнь.

Публикую не только стихотворение из «Строф века», но и упомянутые составителем стихи, которые композиторы превратили в романсы. Полагаю, читатели сами их оценят.

Александр Новиков

 

***

 

ДАНИИЛ РАТГАУЗ

1868, Харьков-1937, Прага

 Брюсов назвал стихи Ратгауза «полным собранием банальностей». Однако они привлекли Чайковского («Мы сидели с тобой у заснувшей реки...», «Снова, как прежде, один...»), Рахманинова («Эти летние ночи прекрасные...», «Проходит все...»). Публикуемое стихотворение взято из сборника «О жизни и смерти», изданного в Праге в 20-х годах.

 ***

Сократ, Платон иль Марк Аврелий,

Кому нужны вы в наши дни?

У нас теперь иные цели,

Нам далеки небес огни.

Кругом тоска, кругом тревога,

Страстей нас охватила сеть.

 

Мы далеки теперь от Бога

И не умеем вдаль глядеть.

И тучи темные нависли,

Вся жизнь – горючих слез река.

И мы живем не силой мысли,

А только силой кулака.

 (из «Строф века»)

 

 ***

 

Мы сидели с тобой у заснувшей реки.

С тихой песней проплыли домой рыбаки.

Солнца луч золотой за рекой догорал...

И тебе я тогда ничего не сказал.

 

Загремело вдали – надвигалась гроза.

По ресницам твоим покатилась слеза.

И с безумным рыданьем к тебе я припал...

И тебе ничего, ничего не сказал.

 

И теперь, в эти дни, я, как прежде, один.

Уж не жду ничего от грядущих годин.

В сердце жизненный звук уж давно отзвучал...

Ах, зачем я тебе ничего не сказал!

 1906

 

***

 

Снова, как прежде, один,

Снова объят я тоской.

Смотрится тополь в окно,

Весь озаренный луной.

 

Смотрится тополь в окно,

Шепчут о чем-то листы.

В звездах горят небеса...

Где теперь, милая, ты?

 

Всё, что творится со мной,

Я передать не берусь...

Друг! помолись за меня,

Я за тебя уж молюсь.

 1893

 

***

 

Эти летние ночи прекрасные,

Ярким светом луны озаренные,

Порождают тревоги неясные,

Пробуждают порывы влюбленные.

 

Забывается скорбь необъятная,

Что даруется жизнью унылою,

И блаженства края благодатные

Раскрываются тайною силою…

 

И открыли друг другу, невластные

Над собою, сердца мы влюбленные,

В эти летние ночи прекрасные,

Ярким светом луны озаренные.

 

***

 

Проходит всё, и нет к нему возврата.

Жизнь мчится вдаль, мгновения быстрей.

Где звуки слов, звучавших нам когда-то?

Где свет зари нас озарявших дней?

 

Расцвёл цветок, а завтра он увянет,

Горит огонь, чтоб вскоре отгореть...

Идёт волна, над ней другая встанет...

Я не могу весёлых песен петь!

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий