понедельник, 16 ноября 2020 г.

Деградация отечественной литературы

Некоторые пугаются слова «деградация», считая его чуть ли не матерным. Между тем, это процесс, обратный развитию.

На каком-то этапе деградации подвержена любая личность. Целые страны испытывают периоды развития и деградации вплоть до полного упадка и исчезновения. Не избегают этой участи и литературы. Упадок художественной литературы происходит в масштабах мира – идет ее превращение в масслит. В нашей стране она имеет достаточно высокие темпы.  

Наиболее опасна деградация гомомассы, причем, не обязательно в отдельно взятой стране. Ею уже успешно управляют в рамках человечества (народонаселения Земли). COVID-19 – это еще цветочки, промежуточный этап эксперимента, начавшегося робким «свиным», затем «птичьим» гриппом. Впереди симбиоз данности и орруэловской реальности в Великой Матрице под названием Интернет. Ведь большая часть личности многих представителей гомомассы живет в нем.

В закрытом режиме я продолжаю общаться с небольшим числом писателей из одиозного чергинцовского СП Беларуси. Недавно вскрылись удивительные вещи. Предложил интервью двоим достаточно талантливым столичным творцам, которые выступали ранее на ЛитКритике. И вот что мне ответили.

Первый писатель был краток: не могу, сейчас все мысли о революции, ни о чем другом не думается. Диванный революционер – примета времени. Конечно, это была отговорка. Но более всего удивил Второй писатель. Надеется, что его издадут. Это беда всех госписателей – боятся быть неизданными, если что-то не понравится руководству писобъединения. Иногда приходится порядочность, если она есть, запрятывать далеко.

Второй писатель прямо сказал: – Представь, выходит что-то мое у тебя. Меня не издадут. Да и работу не хочется терять. Потерпим до лучших времен.

А лучшие времена, наверное, когда отберут руль у предводителя, или вовсе исчадие ада отбросит копыта.

Несчастный писатель признался еще: все же порой хочется у тебя на сайте что-то написать о том, что меня волнует как литератора, человека и гражданина, но... ты же знаешь – для меня будут закрыты все редакции.

Не надо, друзья, светиться у меня. Вы выбрали участь рабов. Это не самое худшее состояние. Мне известно о запрете для вас не только выступать на ЛитКритике, но и общаться со мной. Думаю, что совесть и порядочность у вас никуда не делись, и вы выступите в будущем, в условиях, выгодных для вас. Хотя, и на это не надеюсь…

Однако... Я не забыл, что речь о деградации отечественной литературы, которая не дана нам сверху, а произрастает из писателей, посредственностей, бездарей, графоманов и просто писак. Полторы тысячи ремесленников от литературы с редкими вкраплениями талантливых писателей не могут удовлетворить потребности отечественных читателей. Вот уже позади две громких псевдопремии – Национальная литературная и им. Гедройца. Ничего не изменилось. Лучшим прозаиком по версии первой стал Владимир СТЕПАН. По версии второй – Сергей Дубовец. Два прожженных литчиновника.

Я бы так и остался в неведении относительно книг этих писателей – «Хвалі» СТЕПАНА и «Тантамарэскі» Дубовца (публицистика). Однако о них высоко отозвался начинающий молодой писатель Андрей Дудко. Ранее я встречал довольно точные его отзывы о произведениях известных писателей. Придется обратиться к книгам победителей, чтобы составить свое представление о них.

Итак, полторы тысячи беларусских литераторов разного уровня родили всего лишь две относительно значимые книги. Понятно, что беларусский читатель не отличается по поведению, например, от мышей. Если мышь приходит несколько раз туда, где была пища, и не находит ее, умное животное идет искать пропитание в другие места. Так и отечественный читатель – он давно «пасется» на российских просторах, богатых вкусненьким чтивом.

Александр Новиков (#алесьновікаў)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.