воскресенье, 25 августа 2024 г.

Н.Чергинец «выстрелил» себе в ногу

Иллюстрация из инета
Критик, при изучении произведения, скорее должен быть подобен сканеру, оснащенному мощным программным обеспечением для анализа текста. Этакий биодевайс, лишенный эмоций. Конечно, подобных идеальных критиков не существует, однако мне, похоже, удалось максимально приблизиться к этому образу. Во всяком случае, на стадии анализа текстов. Понятно, что при оформлении результатов анализа не обойтись без обоснованных оценок и эмоционального описания деталей. Наверное, я расскажу, как происходит процесс критики, поскольку об этом ранее не раз просили читатели.

Обычно у меня не возникает проблем на начальном этапе даже в случае литературных поделок, но с чергинцовскими связаны немалые проблемы, так как я слишком хорошо знаю этого индивида. Следует освободиться от эмоций полностью. Потому я долго настраивался на прочтение его книжки «А он не вернулся из боя» (2021г.) – ни то боквела, ни то сиквела по определению «придворного» критика Анатолия Матвиенко, кстати, с недюжинными задатками. Барьер был преодолён, и я недавно завершил работу над текстом. Однако на написание критического объективного отзыва необходимо время, поскольку это не простой процесс. Необходимо отозваться о тексте, который не подлежит критике в силу ничтожной значимости для литературы.

Приведу слова белорусского классика Ивана Пташникова, сказанные им в 1978 году, на заседании Комиссии по приему в Союз писателей Белоруссии, который вполне определенно сказал так: «Вельмі паважаю міліцыю і вельмі люблю чытаць дэтэктывы, але вось гэта никакого касательства к литературе не имеет». Псевдописателя тогда не приняли в СПБ. Что же он написал и почему сделал такой категоричный вывод Пташников?

«Четвёртый след», документальная повесть / литературная запись Э.Найдёнова. С уточнением ещё предстоит разобраться. Жанр: детектив, документальная проза. Затем в 1975 году выходит книжка «Тревожная служба», записки сотрудника милиции. Даже не определен вид произведения, но книжка отнесена к детективам. Наверное, издателю не известно, что такое детективный жанр. В 1977 году выходит «Следствие продолжается», – повесть, детектив. Интересно, что все книжки по предмету в НББ отнесены к милиции и уголовному розыску.  

Теперь, полагаю, понятна реакция Пташникова на поделки.  

Прошло более сорока лет. За это время Чергинцом написано немало книжек, многие отнесены к роману. Однако, если обратиться к определению романа (я использовал СЭС, 1984г.), то ни одна из книжек Чергинца не относится к этому виду литературы (жанру). Это относится и к поделке-мести «А он не вернулся из боя». Кроме того, в пылу страсти автор показал свое реальное отношение к реальному критику – Александру Новикову, создав отвратительный образ Александра Павловича Новикова. Я никак не могу назвать его «литературным образом». Т.е., Чергинец выдал мотив своего ложного доноса на критика в 2020 году, в результате чего он, на восьмом десятке лет, был незаконно изолирован от общества. «Выстрел себе в ногу» – так я понимаю деяние автора псевдоромана, который практически не имеет никакой художественной ценности.

Интересен ещё один факт. В выходных данных книги значится: «Литературная обработка Елены Бобок». Это как понимать? Откуда у этой дамы литературные познания?

ЛИТЕРАТУРНАЯ ОБРАБОТКА запись повествовательного материала, стилистически и композиционно обработанная; представляет собой распространенную форму соавторства рассказчика и профессионального литератора или журналиста. Ярким примером литературной обработки может служить рассказ Н.С. Лескова «Кадетский монастырь», являющийся литературно обработанной записью стенограммы воспоминаний бывшего кадета. Начиная с 1930-х годов в литературной обработке выходят рассказы и очерки рабочих и крестьян, не владевших писательскими навыками, книги мемуаров фронтовиков, государственных деятелей, передовиков производства, ученых, артистов, деятелей театра и кино.

По-моему, это выстрел в ногу дуплетом. Неужели А.Матвиенко, А.Аврутин или А.Мартинович отказались помогать Чергинцу, не владеющему писательскими навыками, в изготовлении книжки?

P.S.: Примечательно, что в автобиоподелке «Трудные дороги жизни» (2022г.) литературной обработкой уже занималась Елена Чергинец. Мне откровенно жаль Надежду Ивановну. Думаю, теперь эта милая, умная женщина понимает, что напрасно меня ненавидела. Я пишу только нон-фикшен. Т.е. – правду.

Александр Новиков (Алесь Новікаў)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.