воскресенье, 17 октября 2021 г.

Проблемы беллита в школах

«Давайте признаемся честно, дорогие читатели Zerkalo: большинство из ваших детей или внуков не очень-то любит уроки белорусской литературы. Для кого-то она «скучная», для кого-то «малоинтересная». Искренних фанатов беллита в школе меньшинство, а исключения – благодаря самоотверженной работе учителей – только подтверждают правило».
 
Так начинается материал «Что не так с уроками беллита и почему школьники не могут их полюбить». В редакционной колонке сайта (автор не известен) поясняют, почему этой любви появиться неоткуда. Обращаются к учебнику «Літаратурнае чытанне» для 4 класса.

Причин для нелюбви немало: по телику и на радио беларусский язык практически не звучит; книги на нем дороже русскоязычных, тиражи мизерные; все образование ведется на языке восточных соседей. Вообще, беларусский язык звучит не так часто, как хотелось бы.

Конечно, уроки беларусской литературы проводятся в каждом классе. Однако после уроков беллита «дети выходят на белый свет с еще большей уверенностью в ненужности этого предмета».

Автор считает, что это в какой-то степени зависит от родителей. Однако родители получили свой родной язык, чаще – русский, от окружения. Еще, из школы идет отток лучших педагогов. Но дело также и в учебниках. Возможно это самое важное. Что же не так с ними. Забегая вперед отмечу: то, что продемонстрировано, просто повергает в ужас: совок в самом худшем проявлении. Вот стишок от Виктора Гордея (чергинцовский СПБ):

Пазбіраюць людзі дбайна

Лета шчодрыя дары.

Сціхлі на палях камбайны

Загудзелі трактары

(Виктор Гордей, «Жнівень»)

А еще Родину «праслаўляюць працай // на будоўлях, фабрыках, палях». Это что – стране нужны исключительно рабы?

В статье приводится статистика: по данным Белстата «на 1 января этого года в Беларуси жили 9,35 млн человек, из них в деревне – всего 2,06 млн. Большинство белорусских детей из городов, они живут в собственных квартирах, а не в деревенских хатах. Родители большинства из них занимаются бизнесом или являются ИП, сидят в офисах или конторах, работают в школах или в системе здравоохранения». Однако кажется, что мы до сих пор живем в СССР, когда большинство проживало в деревне. А в городе множество рабочих стояло за станками.

Целый раздел в учебнике посвящен Второй мировой войне – периоду нападения Гитлера на СССР, названном Великой отечественной войной. Привитие таким образом патриотизма маленьким детям малопродуктивно.

Приводится странный стишок Владимира Коризны. Оказывается, мы – Белая Русь, а в войну отстояли Москву. Не Минск, не свою Родину вообще, а столицу империи. Для патриота это некая дисгармония.

Свет помніць і сёння, як ты ваявала,

Што кожны чацвёрты ў зямлі беларус.

З сынамі Радзімы Маскву адстаяла,

Жыццё адстаяла, о Белая Русь.

Тут трэба ля гэтых азёр нарадзіцца,

І слухаць гаворку, і бачыць зару,

Каб сэрцам і доляй навек прычасціцца

К табе, мая чыстая Белая Русь

(Владимир Коризно, «Люблю цябе, Белая Русь»)

Наверное, считается сильным стишок Анатолия Гречанникова (1938-1991) «Народ и песни»:

Ты любіш народ свой і край?

Песні яго спявай!

Вякамі раны лячыла

Айчына мая, Айчына.

Змагалася, ваявала,

А песні ўсё ж спявала.

«Вам тоже захотелось поскорее пропеть белорусскую песню после такого призыва? То-то же!», – закономерно восклицает редактор сайта.

Для меня кажется удивительным следующее:

«Ради интереса мы заодно посмотрели и «Литературное чтение» для 4 класса (то есть учебник по русской литературе). Там нет ни слова о войне. Ни о пафосной любви к родине. Ни о фабриках и заводах. Там лишь вскользь упоминаются деревни. Зато там есть интересные истории о дружбе, о смелости и отваге, о трусости и предательстве. О нормальной полноценной жизни».

Российская пропаганда насквозь пропитана военной тематикой восьмидесятилетней давности. Но я не нашел, что в их школах есть военруки. А нашим деткам их навязывают. А еще и попов. Жуть! Делает это коммунист Карпенко.

Одинокий пикет ЛГБТ.
В завершение выскажу свое мнение. В нашей стране четверть века назад начали уничтожать беларусскость. Сейчас размах достиг апогея. Более того, пройдена точка невозврата. Нам уготована судьба Австрии (по языку). Это данность и от нее не спрятаться. Есть ли надежда на волшебство? Есть, но для этого необходимо стечение многих обстоятельств и многие десятки лет...

Александр Новиков (#алесьновікаў)

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.