четверг, 1 июля 2021 г.

«Цугцванг» Олега Мельникова. Размышления по поводу автографа

Фото А.Новикова. За бортом +30
Профессиональное занятие объективной критикой не проходит бесследно или гладко. Приобретается синдром критики всего. Т.е., раскрытие сути любого текста. Это относится только к объективной критике (потуги слащавых рецензентов и представителей советскус-школы не рассматриваются), когда тексты препарируются согласно законам логики, когда на всю мощь работает индукция и дедукция. Ничего личного.

***

Один из моих самых уважаемых читателей и почитателей ЛитКритики – Олег Мельников – по собственной инициативе прислал мне свою книгу пьес «Цугцванг» с замечательным предисловием заслуженного деятеля культуры Беларуси Вадима Салеева. У меня сейчас нет возможности отсканировать его и представить читателям. Сделаю это в ближайшее время. Отмечу заключение Салеева: «Да, нелегко быть драматургом… Олег Мельников десятилетиями своего служения доказал, что он достоин этого сложного, порой трагического, порой эзотерического звания – Драматург». Это авторитетно заявляет главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела Беларусской государственной академии искусств – доктор философских наук, профессор, культуролог, художественный критик.

Понятно, сейчас моя цель – автограф. Он не только для личного пользования, поскольку Олег Исидорович высказывал публично свои мысли, приведенные ниже.

«Александру Новикову, большому критику, создателю страны Каймания, куда он отправляет плохие (на его взгляд) стихотворения, в которой еще не было пьес, с пожеланиями творческих успехов и побед».

Юмор. Им пропитаны и пьесы, которые я начал читать: «Война собак и кошек» и «Космонавты». Они, я бы сказал, некие домашние, для узкого круга лиц. Обращены более к Олегу Зайцеву (первая) и Курейчику.

Конечно, я полнее познал Олега, его психику. Однако обращаюсь к автографу.

«Большой критик» – приятно. Талантливый писатель Анатолий Резанович вовсе называл меня критиком №1 в Беларуси.

Страну Кайманию я не создавал. Это заслуга моей землячки Марии Малиновской. Всё порываюсь написать об этом. Теперь тянуть не следует.

«Моего взгляда» на критикуемые произведения попросту не существует. Обращаюсь только к фактам. Например, к откровенным ляпам, заимствованиям. Указываю обоснованно на галиматью, а то и бред, что и есть Каймания.

Даже у самого отъявленного графомана могут быть почитатели. Понятно, что кто-то способен обижаться на критику их кумиров. Как и персонажа древних книг Бога, кстати.

Искренне уважаю моего двойного коллегу, «математика, доктора педагогических наук, профессора, Лауреата Государственной премии Беларуси в области науки, автора многочисленных научных работ и целого ряда учебников, многие из которых издавались в Москве и переведены за границей».

Здоровья вам, Олег Исидорович, банальной удачи и долгописания ))…

Александр Новиков (#алесьновікаў)

3 комментария:

  1. Дорогой Александр!
    С некоторым удивлением я ознакомился с первым отзывом на подаренную книгу. Я считаю Вас без преувеличения большим критиком, хотя у нас остаются разногласия по поводу конкретных авторов и конкретных произведений.Наверно Резанович - талантливый писатель, увы, не читал, теперь обязательно прочитаю, учитывая Ваш отзыв о нем. Но даже если бы он не назвал Вас "критиком №1", моё мнение о Вас не изменилось бы.
    Очень рад, что Вы не только большой критик, но и опытный психолог, хотя немного страшно: а что Вы нашли (найдете еще) в моей обычной психике.
    Удивлен перечислением всех (?) титулов Салеева. Обычно такое делают, когда хотят сказать: столько званий, а несешь ерунду. Он подписался достаточно скромно. Обращаю Ваше внимание, что он меня не только хвалит.
    Маленькие пьесы в конце книги - это не пьесы, а пародии.Первая посвящена не Зайцеву, а театру "Литосфера", о котором, увы, никто не знает. Вторая посвящена действительно Курейчику, которого знают все. Пародия на его пьесу "Подводники". Я считаю ее не домашней, хотя Курейчику она понравилась.
    Обращая Ваше внимание, что я - математик, пусть не самый большой, а не драматург. Но если уж я издал книгу из шести пьес , написанных, за мою не маленькую жизнь, то хочу услышать авторитетное мнение о них.
    С уважением
    Олег Мельников
    Хотелось бы узнать Ваш электронный адрес. Може6те прислать его на мою почту, адрес которой в визитке.
    А также Ваше имя-отчество.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Интернет, зачастую, хуже испорченного телефона. Написал теплый отзыв, а получил вот что. :)
      О Салееве дал информацию исключительно для того, чтобы показать: предисловие написано высоким профессионалом, а не дилетантом. Про "ерунду" даже с натяжкой не прочитывается.
      Да, я внимательно читал предисловие и знаю, что он вас не только хвалит. Отзыв достаточно обоснован. Не привел его со своим комментарием лишь по причине поломки сканера.
      Прочтите, Олег Исидорович, еще раз мой материал, отбросив предвзятость и эмоции. Думаю, вы воспримите его иначе.
      Жаль, что доставил вам дискомфорт. Извините.

      Удалить
    2. Cпасибо! Никакого дискомфорта!
      О. М.

      Удалить