воскресенье, 28 марта 2021 г.

Виктор Шнип: "...ўслед смяюцца ідыёты"...

Первая публикация на портале ЛитКритика.by 15 апреля 2013 года. По-моему, неплохая критика.

Такой затяжной зимы я не помню, возможно, полвека назад подобное могло быть. Один из знакомых довольно точно заметил – две зимы. Депрессия – непременная спутница многих людей при такой погоде. Буквально неделю назад погода еще была мрачной. Она и сейчас такая, но уже отступили морозы, и почти пропал снег.

Настрой такі, што ўсё няміла,

І шэры горад, як магіла,

Дзе мы, як прывіды, жывём.

 

І жоўты снег, і белы вецер,

І сонны, як хвароба вечар

Душу апальваюць агнём.

Такое настроение было у Виктора Шнипа (или его героя) в последние хмурые дни зимы (стихотворение опубликовано на сайте «НН» 11 апреля). Поэт не дождался заключительных вздохов Холодной Леди, задержавшейся в гостях у Весны, и рассказывает о своем мерзопакостном настроении – всё не мило, душу зажигает огнем не только унылый вечер и белый ветер, но и снег. Да так, что:

Агонь жа не стушыць вадою,

Ён быццам крыж па-над царквою,

Якая ў памяці стаіць.

Ну что это, как не депрессия? Подавленное, угнетенное состояние, пониженное настроение, уничтожающая оценка собственной личности... Всё! Человеку надо принимать меры, чтобы выйти из этого стрессового состояния. Но вот читаю последние строки:

І я іду дамоў з работы,

І ўслед смяюцца ідыёты,

І сіл няма, каб іх любіць.

Откровенно говоря, дочитав до конца стихотворение, я не удержался от смеха. Почему-то, на этих последних строчках представил лицо Виктора, вспомнил его способность к юмору, представил, как он идет поздно с работы домой.... Какая депрессия?! Уставший человек. И он умудряется еще шутить: «ўслед смяюцца ідыёты». Понятно, что ему вслед никто не смеется, но так воспринимаются прохожие работником, замученным интеллектуальным трудом. Тем не менее, он готов любить "идиотов", но нет сил...

Великолепный срез настроения.

Вероятно, я нахватался "зайчиков" у человека, изучавшего психиатрию (В.Мачульского – А.Н.), и чуть не поставил диагноз поэту.

Так получилось, что до последнего времени к творчеству Виктора Шнипа я относился с предубеждением. Этому способствовали критические статьи, размещенные здесь, на портале, и мое беглое знакомство с его стихами на национальном поэтическом портале (вершы.ру). Там очень много баллад, и это несколько отпугивало.

Неожиданно обратил внимание на это:

«23.06.2009. Усё абрыдла! І за гэтым «усё» стаіць усё. Не буду перелічваць, бо «усё» – гэта ўсё. Што рабіць? Не ведаю. Ды и ведаць не хачу, бо калі буду ведаць, то прыйдзецца нешта рабіць. А тут и рабіць нічога не хочацца! Дзіўны стан. Відаць, калі б ужываў напоі з градусамі, то знайшоў бы цяпер, з кім напіцца, і жыццё б зноў стала цудоўным. А так даводзіцца думаць пра «ўсё», што яно, «ўсё», абрыдла?

Нічога не абрыдла! «Ўсё» – выдумка, бо па калідоры стукаюць жаночыя абцаскі, і я ўжо навастрыў вушы?» (полностью здесь).

Наверное, в первый раз я не дочитал до конца эту цитату. Здесь то же самое – первое впечатление, что герой в полной прострации, но концовка вновь все ломает.

Противоречивое отношение к творчеству Виктора Шнипа у меня не исчезло. Не понимаю его белые стихи, а точнее, стихи в прозе. Впрочем, я не считаю подобные "стихи" вообще поэзией. Но точно знаю, что буду с интересом следить за творчеством этого талантливого человека.

P.S.: У меня сформировалось глубокое убеждение: поэты проигрывают тем, что их не знают читатели вживую. Я уже отмечал, что знакомство с поэтом (прозаиком) позволяет иначе видеть его творения. Вот где простор для деятельности: организовывать вечера встречи с литераторами, где они напрямую будут общаться с читателями. Почему это почти не практикуется?

***

А на дворе давно апрель...

(снимок сделан А.Новиковым 10 апреля 2013 г. в районе г.Смолевичи, Беларусь)

Комментариев нет:

Отправить комментарий