28 декабря 1925 года не стало Сергея Есенина.
Предлагаю отредактированный вариант статьи.
Рубрика в газете "Литературная Россия": Будем спорить, № 2018 / 25, 06.07.2018, автор: Александр НОВИКОВ (Республика Беларусь)
Занятие литературной критикой в наше время вовсе небезопасно: нужно иметь стальные нервы.
Недавно обратился к свежему номеру газеты (23) «Литературная Россия», в которой нередко нахожу что-то интересное. На этот раз привлёк заголовок статьи «Есенин и чёрный человек» Александра Балтина. Поэма «Чёрный человек» Сергея Есенина меня давно заинтересовала. Я даже хотел поделиться своим впечатлением о ней, но так и не реализовал задуманное. И вот решил узнать чужое мнение.
Какое же было удивление, когда после первых абзацев стало понятно, что передо мной некая галиматья, пустопорожний несвязный текст.
После того, как я отошёл от стресса, и моя голова перестала махать ушами на шее-ноге, решил вновь вернуться к поэме гениального поэта Сергея Есенина «Чёрный человек» с целью написать отзыв.
Обратился к одному из видео-уроков Дмитрия Быкова, как раз по этой поэме. Вновь получил истинное удовольствие от лекции. Данного писателя считаю талантливой личностью. Потому многие посредственности и бездари завидуют ему. Это заключение не относится к объективным критикам его многогранного творчества.
Однако слепо не могу принять полностью некоторые выводы Д.Быкова. Он, не совсем лестно отзываясь о советских литературоведах, сам отчасти допускает их ошибку. Сила выступления Быкова в фактах, косвенно относящихся к поэме. Например, об отношениях Есенина и Маяковского. О том, что «чёрный человек» не так уж и редок у знаменитостей: был он у Моцарта, Некрасова, Высоцкого…
До сих пор я не нашёл полноценных отзывов о знаменитой поэме С.Есенина, за исключением поделок, подобных той, что обнаружил в газете «Литературная Россия». О самой поэме, её сути, критиками не сказано ни слова. Удивительно.
Известно, что «Чёрного человека» Есенин начал писать ещё в конце 1923 года, а окончательный вариант датирован 14 ноября 1925-го. 28 декабря этого же года поэта не стало. Согласно официальной версии, он покончил жизнь самоубийством. Собственно, согласно моим исследованиям, так и есть.
Сразу отмечу, что глупо ставить заочные диагнозы. Быков же это делает, пригвоздив поэта последних лет жизни деменцией. Также некая «тема двойничества» в российской поэзии меня не интересует. Только текст поэмы и сопутствующие сведения.
Известна разгульная, весёлая жизнь Сергея Есенина. Но не всё было гладко. Эмоциональная личность поэта постоянно подвергалась агрессивному воздействию окружения, среды и… алкоголя. Понятно, что уже к 1923 году у него назрела необходимость откровения. Так появился замысел «Чёрного человека». В конечном итоге, после сокращения, осталось три части: две основных и одна короткая заключительная, раскрывающая основной приём автора. На это не обратил внимания ни один критик, работы которых я находил.
Стихотворения, поэмы – не проза. Их следует читать особо. «Чёрный человек» оказывает неизгладимое впечатление на эмоциональных людей. Автор умело использовал тоническое стихосложение и дольник (неровный) в качестве размера. При прочтении стихотворения – читал несколько раз – обратил внимание на появляющийся местами стиль В.Маяковского. Подсказку нашёл в лекции Быкова: поэты были конкурентами и одновременно не могли друг без друга. Потому «чёрный человек» – да и лирический герой – иногда говорит устами Маяковского. Вообще, поэма сильна по форме, содержанию, стилю, средствам выразительности…
Почти каждая строфа автономна, но вместе они составляют единое целое. Ошибочным является мнение о раздвоенности сознания поэта (раздвоении личности). Просто автор использует литературный прием и доводит его до совершенства. Перед нами фактически происходят действия спектакля. Вот и начало его – обращение к конкретному читателю (зрителю). Следует помнить, что поэзия во времена С.Есенина была в какой-то мере эстрадная. Т.е., авторы или чтецы исполняли произведения со сцены, на вечерах в компании… Это самая совершенная форма общения с аудиторией. Недаром, в шестидесятые годы оттепели, поэты в Советском Союзе собирали тысячи, а на стадионах – десятки тысяч слушателей. Так и должно быть. Только в таком случае многие читатели научатся потреблять и понимать поэзию. Д.Быков, как я понял, имел возможность слышать записи стихотворений Есенина в авторском исполнении. Он искусно продемонстрировал стиль и голос Есенина, читая отрывок из поэмы. Удивительно, но я почти так читаю «Чёрного человека», как когда-то Есенин.
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Так начинается поэма. Сразу видно, что лирический герой (в котором без труда угадывается автор) настроен на максимальное откровение. Герой не просто говорит, что у него с похмелья болит голова, а «я очень и очень болен». Это несколько шире, чем головная боль.
Что можно наблюдать в первой части поэмы?
Лирический герой страдает бессонницей, но не банальной, когда разные мысли лезут в голову. К нему приходит чёрный человек, садится на кровать и не даёт спать всю ночь напролёт, что можно принять как за галлюцинацию, так и за сновидение.
Во второй строфе может показаться элемент бреда. Это касается головы, которая машет ушами. Однако очевидно, что поэт избрал такую форму показа (средство выразительности) своего состояния.
Критики спорят по поводу строк «Ей на шее ноги // Маячить больше невмочь». Возможно, редакторы, при первой публикации в 1926 году, допустили ошибку, приняв букву «ч» за «г» и вместо «ночи» получилось «ноги». Но что такое «шея ночи»? Да и маячить можно перед глазами или на фоне чего-то. Похоже, эти строки так и останутся загадкой. Вообще, некоторые проблемные места поэмы, включая это, можно списать на состояние Есенина в последние годы жизни. Но это лишь мои предположения.
Необходимо отметить, что как раз в 1921–1923 годах происходили довольно значимые события в жизни Есенина: женитьба на танцовщице Айседоре Дункан, поездки за рубеж, относительно длительное проживание в США. После возвращения из Америки в августе 1923 года, через короткое время распадается брак с Дункан. Похоже, это подкосило Есенина. Также он мог ощутить контраст между жизнью в России и США.
И вот в третьей строфе становится понятной цель незваного ночного гостя: он читает строки как бы из Книги Судеб, касающиеся некоего человека, очень похожего на Есенина.
Следует разделить автора и лирического героя. Последний как бы не имеет ничего общего с поэтом: он не узнаёт в описываемом чёрным человеком незнакомце себя. Возможно, это делается сознательно – автор не хочет признавать свой неприглядный образ.
Интересно, что у человека из книги «много прекраснейших мыслей и планов». Смело сказано о стране Советов – страна «самых отвратительных громил и шарлатанов». Каково! 1925 год.
Несколько мистически выглядит упоминание о декабре в пятой строфе. Поэт как раз умер в этом месяце, но… через два года после начала работы над поэмой.
Чёрный человек настойчиво продолжает характеристику неизвестного: «авантюрист, но самой высокой и лучшей марки», «изящен, к тому ж поэт, небольшой, но ухватистой силы…» Говорит о милой женщине сорока с лишним лет… Об «изломанных и лживых жестах». Это как раз та внешняя сторона поведения С.Есенина, которая не соответствует внутреннему его состоянию. В общем, герой уже должен опознать себя. Но… спектакль продолжается, и он выговаривает гостю, продолжая дистанцироваться от человека из книги:
«Чёрный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живёшь водолазовой.
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай».
И вот последняя строфа первой части, перед закрытием занавеса.
Чёрный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой, –
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то.
Автор впервые указывает на некоторое сходство себя и чёрного человека: «глаза покрываются голубой блевотиной». Как известно, у Есенина были ясные голубые глаза. Позже из текста можно это узнать.
Примечательны заключительные четыре строки. Откуда герой знает, что хотел сказать ему чёрный человек и кого мог обокрасть герой (поэт)? В дальнейшем можно понять – обокрасть самого себя.
Есенин использует в поэме, пожалуй, самое главное и важное средство выразительности – повторы. Вторая часть начинается точно такой же строфой, что и первая. Повторением обычно подчеркивают важность событий или состояний, акцентируют на них внимание.
Первая часть закончилась, будто сновидение. Ему на смену приходит другое. Теперь герой у окна, смотрит на заснеженное пространство перед собой. Он одинок: «ни гостя, ни друга не жду». Автор как бы подчёркивает своё одиночество и зиму жизни – ощущение конца.
Обстановка не совсем обычная. «Где-то плачет ночная зловещая птица». Помните: «где-то плачет иволга, схоронясь в дупло». Оказывается, эта птица по ночам может кричать голосом маленького заблудившегося котёнка.
Появляются деревянные всадники. В общем, автор постепенно нагнетает страх. И не зря. Чёрный человек снова тут как тут, садится в кресло героя. Теперь можно узнать, как он выглядит: в сюртуке и цилиндре. На сей раз, он более развязан и бесцеремонен: хрипит, нагло смотрит в лицо герою и всё ближе клонится к нему.
Отмечу один момент: за окном луна. Далее вернусь к нему. А пока чёрный человек просто издевается над лирическим героем, называя его подлецом, страдающим бессонницей, который будет читать «свою дохлую томную лирику» даме «с толстыми ляжками», если она тайно придёт к герою. Здесь и ранее речь идёт, скорее всего, об Айседоре Дункан.
Затем гость-наглец неприлично отзывается о поэтах. Приводит пример с длинноволосым уродом, который говорит прыщавой курсистке о мирах, «половой истекая истомою». Отдельные критики видят в длинноволосом поэте Сергея Есенина. Трудно в это поверить, поскольку он был приятной внешности, даже красивым. Разве что, если поэт сам себя считал моральным уродом. В среде современных российских поэтов некоторые считают, что «длинноволосый урод» – это К.Бальмонт.
События движутся к развязке. Чёрный человек продолжает рассказывать о мальчике, ни то из Калуги, ни то из Рязани (снова дистанцирование от Есенина), желтоволосом, с голубыми глазами. Вновь идёт повтор о женщине «сорока с лишним лет»… Герой не выдерживает, срывается и запускает трость прямо в морду непрошенного гостя, в его переносицу…
На этом заканчивается вторая часть, второе действие. Занавес.
И вот самое главное: развязка, которая вносит строй в как бы разлаженную партию.
…Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один…
И разбитое зеркало…
Так закончилась одна из бессонных ночей лирического героя, которая наковеркала невообразимое.
Возникает закономерный вопрос – где здесь признаки психического расстройства автора? Я вижу мастерское произведение самой высшей пробы, созданное в здравом уме. Иначе не получилось бы. Максимум, поэт мог находиться под воздействием алкоголя. Это действительно поэма, в которой показано отношение Есенина к своей жизни, своей личности. Жёсткое, бескомпромиссное. Поэтом выбрана форма общения с самим собой. Есть в психологии (НЛП) техника «экран», которая позволяет посмотреть на себя со стороны. Есенин пошёл дальше – он использовал ролевую игру, поместив часть своего «Я» в чёрного человека, или, иными словами – делегировал ему часть «Я». И не нужно для этого быть сумасшедшим. Подобным способом в жизни пользуются очень многие люди.
Лишь в конце поэмы автор показывает, что лирический герой общался сам с собой: зеркало разбито, чёрный человек исчез, а герой стоит в цилиндре у зеркала. Чёрный человек исчез здесь и сейчас, утром, после того, как герой очнулся ото сна или дремоты. Но на стене, возможно, появится новое зеркало и тогда есть вероятность, что неприятный незваный гость снова навестит героя. А может, за те полтора месяца до трагедии, зеркало не появилось, и поэт вынужден был бороться с чёрным человеком, которого обнаружил в себе.
В какой-то момент Есенин решит покончить с этой гнусной сущностью. Известно, каким способом он это сделал.
***
Это полный, несколько отредактированный текст, ранее опубликованный в «Литературной газете». Я тогда забыл рассказать о Луне (подчеркнул в первичном тексте). Восполняю пробел.
Так вот, за окном была Луна. В начале произведения. Так обычно говорят о полнолунии или близкой к ней фазе – три четверти. Но в конце поэт отмечает: «Месяц умер…». А это одна четверть или около. Т.е., через два года фаза луны был другой или поэт не обратил внимания на противоречие.
Гений поэта Есенина невозможно отрицать. Более того – подобных ему в
российской литературе не было. У кого-то может возникнуть вопрос: кто из
поэтов лучше – Пушкин, Лермонтов, Есенин или Маяковский. Все они гениальны. Это
отдельная тема.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.