Когда поэзия молчит –
Орут невежество и
хамство,
И неотесанность кричит...
Всё это –
серости
убранство.
***
В Беларуси поэзия приказала долго жить уже давно. Имею в виду ее современное наполнение, а не то, что дали нам талантливые поэты прежде. Замолчали Геннадий Пашков, Раиса Боровикова, Валерий Гришковец, другие немногочисленные поэты, и всё: поэтические просторы наводнили посредственности, бездари и просто графоманы.
Самый почитаемый мною действительно великий поэт – Сергей Есенин.
Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется — на душе светло.
Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.
Зацелую допьяна, изомну, как цвет,
Хмельному от радости пересуду нет.
Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,
Унесу я пьяную до утра в кусты.
И пускай со звонами плачут глухари,
Есть тоска веселая в алостях зари.
Это написано в 15 лет. А вот что он создал спустя восемь лет:
Зелёная причёска,
Девическая грудь,
О тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.
И мне в ответ берёзка:
«О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.
Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.
И так, вдохнувши глубко,
Сказал под звон ветвей:
«Прощай, моя голубка,
До новых журавлей».
Ну не чудо ли?! Тема любви, женщины волнует поэта не меньше, чем тема Родины и ее пейзажей.
Конечно, одним из алмазов в короне чудесной поэзии Есенина является «Письмо матери», которое, как и многие другие стихотворения поэта, положено на музыку.
Письмо матери
Ты жива еще,
моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что
ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в
вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная!
Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему
такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь,
когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того,
что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, —
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не
учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же
про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
[1924]
А.Новиков
Категорически не согласен, что "в Беларуси поэзия приказала долго жить". Увы (слава Богу?), в Беларуси стало много "грамотных" людей, которые умеют рифмовать "любовь-кровь-морковь". И среди таких графоманов теряются истинные мастера. Но они есть! Советую обратить внимание на моего однофамильца Василия Мельникова только что издавшего книгу "Этажом выше".
ОтветитьУдалитьОлег Мельников