Тема «гениального поэта» Вениамина Блаженного продолжается. Анатолий Аврутин утверждает: «Прошло всего несколько лет и московский журнал "Вопросы литературы" посвятил анализу творчества В.Блаженного объемистое, в полсотни журнальных страниц, исследование. Следом "Литературная газета" причислила его к когорте наиболее ярких поэтов двадцатого столетия, а его стихи попали в составленную Евг. Евтушенко уникальную антологию «Строфы века»...
Конечно, искать журнал не стану, а как причисляли и причисляют у нас «к когорте наиболее ярких поэтов» знаю на примере самого поэта-пересмешника А.Аврутина, не гнушающегося эпигонства и прямых заимствований. А вот «Строфы века» у меня есть. И что же я нашел?
В увесистом фолианте есть одно короткое стихотворение (врезка Е.Евтушенко).
ВЕНИАМИН БЛАЖЕННЫХ 1921
Человек отчасти легендарный. Пришел ко мне в 1980 году с письмом Тарковского – его стихи поразили меня. Но ничего тогда напечатать не удалось, несмотря на все старания. Только теперь...
Стихи взяты из альманаха «Петрополь» (1991, № 3).
* * *
Разыщите меня, как иголку, пропавшую в сене,
Разыщите меня – колосок на осенней стерне, –
Разыщите меня – и я вам обещаю спасенье:
Будет Богом спасен тот, кто руки протянет ко мне!..
Разыщите меня потому, что я вещее слово,
Потому, что я вечности рвущаяся строка,
И еще потому, что стезя меня мучит Христова,
Разыщите меня – нищеброда, слепца, старика...
Я не так уж и слеп, чтобы вас не увидеть, когда вы
Забредете в шалаш, где прикрыта дерюгою боль,
И где спрячу от вас я сияние раны кровавой, –
Я боюсь – я боюсь, что в руках ваших ласковых – соль...
<1981>
Несомненно, стихотворение трогательное, эмоциональное, способное воздействовать на психику читателей. Подобная тема типична для многих «перезрелых» поэтов. Например, такие мотивы присутствуют в позднем творчестве Юрия Фатнева. Хотя В.Блаженного в 1981 году трудно было отнести к старикам – шестьдесят лет.
Знакомясь с творчеством «наиболее яркого поэта двадцатого столетия», широко представленном в Интернете, я без особого удивления обнаружил, что А.Аврутин немало занял у него. Только Анатолий неимоверно повторяется, в отличие от Блаженного. Интересно, знакомился ли Аврутин с содержимым стола поэта, «одно лишь рукописное наследие которого составляет свыше двадцати толстых, исписанных бисерным почерком, общих тетрадей. И это только стихи».
В.Блаженный с опаской относится к окружающим: «Я боюсь – я боюсь, что в руках ваших ласковых – соль...». Или еще –
Пока я жив, никто не умирал.
Умершие живут со мною рядом.
Это о равнодушии, тема, болезненная для непризнаваемого поэта. То же самое: «Пусть истерли меня равнодушные ваши подошвы».
Так что же это за феномен такой: ни Тарковский, ни Евтушенко, ни Пастернак и иные представители Парнаса не смогли помочь талантливому, а то и гениальному поэту? Скорее всего, секрет в творчестве Вениамина Блаженного, которое, бесспорно, неординарно, самобытно, трогательно, однако не доведено до совершенства…
***
Эта статья от 30.12.2017 года была последней из обзора книги Евтушенко "Строфы века". Продолжаю начинание.
Алесь Новікаў
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.