среда, 17 февраля 2021 г.

Писатели и геббельс-пропаганда

Жил себе я спокойно и вот с 2005 года окунулся в события, связанные с искусственным разрушением Союза беларусских писателей и созданием чергинцовского СП Беларуси. После познакомился с десятками писателей, ввязался в критику... Даже вступил в СПБ в марте 2013 и быстренько вышел из него уже в октябре этого же года. Главный вывод из всего – насколько же омерзительна писательская среда (масса). Мне стало понятно изречение «гнилая интеллигенция». Порядочных творцов, которые встретились на моем жизненном пути, можно пересчитать на пальцах верхних конечностей или даже «одной некомплектной руки фрезеровщика».

фото с сайта Голубевой
фото с сайта Голубевой
Наталью Голубеву знаю хорошо не только как писательницу. На погрузившемся в летаргический сон беларусском литературном портале «ЛитКритика.by» немало рассказывалось о конфликте Натальи Александровны и Дианы Балыко. Цитата:

«В произведениях драматургов труднее обнаружить плагиат, заимствование и т.п. Известной писательнице Наталье Голубевой повезло. Режиссер Могилевского областного театра драмы и комедии имени В. И. Дунина-Марцинкевича С. А. Карбовский «высказал предположение, что спектакль, поставленный в Новом драматическом театре Минска «Яблочный пирог» по пьесе Д. Балыко слишком уж по сюжету, созданным образам и характерам героев напоминает поставленный на сцене театра в Бобруйске спектакль «На перепутье двух дорог» по пьесе Н. Голубевой». (из статьи «Наталья Голубева VS Диана Балыко: суд»).

И вот вчера нашел в ленте новостей: «Дырэктар Інстытута гісторыі кажа, што вёску Бабровічы «спалілі пад бел-чырвонымі-сцягамі». Але гэта містыфікацыя»). А ссылается Вадим Лакиза на статью... Натальи Голубевой в, извините, «Звязде».

Конечно, журналисты разобрались. Даже побеседовали с Н.Голубевой, которая повела себя достаточно некорректно – снова сообщила недостоверную информацию. Публикую отрывок из «НН» в своем переводе:

«Первое, что бросается в глаза, это даты создания организаций. 30-я вафен-гренадерская дивизия СС, большинство которой составляли именно белорусы, было создана только в августе 1944, переименована в «белорусскую» в марте 1945 года. Белорусская краевая оборона создана в начале 1944 года.

На момент сожжения Бобровичей (лето 1942 – А.Н.) в реальности существовала только Белорусская Самооборона. «НН» побеседовала с Натальей Голубевой, которая пояснила:

«Эта фраза была мною обобщена. Осталось много фотоснимков, как с нашивками на рукавах расстреливали, как под флагом расстреливали. Флаг не стреляет, не убивает, под ним убивают.

Газетная публикация все сжимает. Но даже когда я написала, то в донесениях Мазурова было, что под этим флагом расстреливали. Были отряды и белорусских, и литовских, и украинских националистов. Но отрядами Кушеля и другими уничтожали наших белоруских людей».

Мы обратились к книге «Пра што маўчаў час», автором которой и является Голубева. Это издание основано на архивах Кирилла Мазурова. Что мы читаем в ней?

Из записей Мазурова, блокнот 1948 года, написано карандашом, страница 4: «деревня Бобровичи Телеханского района, сожжена летом 1942 года. Расстреляно и уничтожено 1300 человек, осталось 7-8 семей».

Больше ни слова ни о белорусских коллаборантах, ни о бело-красно-белом флаге в цитате нет.

И вообще эти слова приводятся после описания украинских националистов, которые действовали на Полесье.

Через некоторое время идет эмоциональная вставка автора книги Натальи Голубевой, но, кажется, это уже чистая беллетристика:

«Сегодня мы точно знаем, что карательные операции в Белоруссии проводились полицейскими батальонами белорусских националистов «Самообороны», созданной в 1942 по всей Белоруссии для борьбы с партизанами, Белорусской краевой обороной (БКО). А еще 1-й Белорусской гренадерской бригадой СС «Беларусь», сформированной из полицейских частей «Самообороны». Они уничтожали мирных жителей, проводили свои карательные мероприятия против партизан под гербом «Погоня» и с бело-красно-белыми нашивками на рукавах, присвоивши себе право использовать историческое наследство Великого Княжества Литовского, символы, которые бы свидетельствовали о борьбе за свободу, а не уничтожение собственного народа».

«Это исключительно авторское описание Голубевой, к которому не имеет никакого отношения Мазуров, – отмечает корреспондент «НН». – Нет ссылок и других архивных документов. Исключительная публицистика. Очень удивительно, что при этом Институт истории Академии наук ссылается на такое, мягко говоря, литературное произведение вместо проработки вопроса. Может, потому что это подпадает под идеологические потребности времени?»

Как-то я помещал на ЛитКритике статью В.Яковлева «Гнилая селедка», «60 на 40» и другие секреты кухни спецпропаганды». Цитата:

«Пропагандистская машина в умелых руках способна в ограниченные сроки создать из людей зомби, вложив в их головы любой нужный материал и наглухо отключив мозги вместе с логикой. Оказывается, основам этого черного искусства учили еще на советских журфаках. Страшную военную тайну в статье для Mulbabar раскрывает основатель «Коммерсантъ» Владимир Яковлев».

Нет сомнения, что по отношению к БЧБ в данном случае Голубева использовала метод «гнилой селедки». А вся статья написана в формате «60х40».

Сотня «бдительных» беларусов обратилась в прокуратуру с предложением признать экстремистским БЧБ флаг (более 100 000 высказались против такой идеи) – первый флаг независимой Беларуси, когда пришел в политику А.Лукашенко и принимал под ним присягу в качестве президента. Голубева правильно сказала – флаг не стреляет. Но он не может быть и экстремистским. Экстремизмом, репрессиями, геноцидом занимаются люди. Чаще – нелюди.

Это опасные игрища. А если тысячи беларусов попросят прокуратуру признать на территории Беларуси экстремистским власовский флаг?

Александр Новиков (#алесьновікаў)

Комментариев нет:

Отправить комментарий