Одна из моих настольных книг – ЛОГИКА замечательного авторского коллектива под руководством доктора философских наук Владимира Федотовича Беркова. Считаю это учебное пособие лучшим из тех, что известны мне. Один из ее параграфов называется «Глубина понимания текста». Изложу его кратко. Конечно, моя статья будет интересна и полезна лишь вдумчивым читателям, – интеллектуалам, – а не тем, кто поглощает тексты по диагонали.
«Что значит понимать текст? Этот простой, на первый взгляд, вопрос дискутируется уже не одно десятилетие и сегодня не имеет однозначного решения», – так начинается параграф. Вывод мне кажется довольно странным, поскольку материал косвенно дает ответ на этот вопрос. Возможно, его просто не сформулировали.
Всё сводится к сущности (сути), которая по мнению авторов имеет многоуровневую структуру. Отсюда и уровни понимания текста: лингвистический, интерпретация, постижение смысла, осознание.
Первый наиболее поверхностный – это уяснение и уточнение компонентов текста. Т.е., «беглое» ознакомление, как я называю – «галопом по европам». С таким уровнем плодотворно участвовать в дальнейшем обсуждении текста бесполезно. Выводы индивида будут не аргументированы, зачастую извлекается каша из головы, появляются домыслы (особенно опасна так называемая «женская логика», помните – «Мама, он меня сукой назвал!»). Дело может доходить до унижения и оскорбления оппонента, что и происходит, например, при обсуждении моих последних статей.
Для полного понимания текста необходимо уяснить все его значения. Глоких куздр не должно быть.
Второй, более глубокий уровень – интерпретация. Здесь может мешать пониманию текста избирательность читателя, когда он выделяет те характеристики текста, которые соответствуют его смысловым структурам, «импонируют ему, отвечают его устремлениям и намерениям». Отсюда следует простой вывод: «каждый читатель может по-своему интерпретировать содержание текста и потому по-своему его понимать». Это называется предвзятость. Т.е., для абсолютного понимания текста или хотя бы приближения к такому пониманию, недостаточно первых двух уровней.
Особой разновидностью интерпретации является модернизация. Это может быть опасным, поскольку тексты наделяются дополнительными признаками, содержание получает несвойственные ему оттенки и в результате «мы имеем искажённое представление о зафиксированных в тексте отношениях и событиях». Особо опасно искажение аргументов (доводов) и фактов или вовсе непонимание их.
Третий уровень – постижение смысла текста. Здесь я не согласен с авторами. Они утверждают, что «постигнуть смысл сказанного в тексте – это значит установить, к чему стремился его автор, какими мотивами руководствовался, какие задачи перед собой ставил, создавая текст». Трудно себе представить автора, который всё это – свои цели, мотивы и задачи – сообщал. Наверное, делали это единицы. Да и перед исследователем или читателем текст, а не виртуальный мозг автора, способный дать ответы на все вопросы.
Считаю, что постижение смысла текста, его сути, можно осуществить лишь с помощью законов логики, которые замечательно излагаются в пособии. Применения индуктивного и дедуктивного анализа. Помните Шерлока Холмса: все наблюдали одно и тоже, и лишь он один правильно трактовал события и факты.
Наиболее высоким уровнем понимания текста авторы считают его осознание, погружение текста в некоторый историко-культурный контекст. Считаю такой подход несколько надуманным, поскольку он отправляет нас к законам диалектической логики, т.е., к философии. А это уже не совсем научный подход.
«Таким образом, глубина понимания текста связана со способностью читателя увидеть в его содержании сущностные характеристики отображаемого». Я бы добавил, что глубина понимания текста зависит от уровня грамотности (не путать с образованностью) читателя, исследователя. А она самая максимальная у тех, кто обладает правильным мышлением. Т.е., суть мышления кого – логические законы.
Если ты, уважаемый читатель, понял изложенное мною, то у тебя достаточно высокий уровень понимания текста.
С уважением,
Александр Новиков (#алесьновікаў)
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.