вторник, 8 октября 2024 г.

Дзед клепле коску ў вёсачцы

Л.Кебич (фото с сайта oo-spb.by)
Людмила Кебич относится к тем членам чергинцовского писобъединения, от общения с которыми у меня остался неприятный осадок в душе. Кроме того, она вместе с неадекватным Дмитрием Радиончиком замарала моё имя. Однако это никак не влияет на занятие критикой, поскольку эмоции мною запрятаны в дальние уголки памяти.

В сентябрьском номере «Полымя» за 2024 год помещена подборка стихотворений Людмилы Антоновны под общим названием «Трэба жыць». Необходимо отметить, что около десяти лет назад меня попросили не критиковать творчество этой поэтессы. Сослались на то, что она тяжело больна. Я с состраданием отношусь к женщинам и удалил этого автора из поля зрения своей деятельности. Но вот она жива-здорова и продолжает творить. Желаю ей неугомонной кукушки…

Редакция «Полымя» продолжает издеваться над читателями и снова не указывает даты произведений. Мне не понятно – «трэба жыць» сказано очень давно, или сейчас? Буду думать, что это было в сложный период жизни Людмилы, а сейчас она полна жизненных сил.

Удивительно, но стихи подборки очень похожи на поздние башлаковские: пейзаж, птички и рефлексия. Только пейзаж ограничен Нёманом.

Отличительной чертой является приторно-слащавые уменьшительно-ласкательные слова: «Кожны ў лесе дамок свой шукае», «ветрык залёг пад кусток», «прыціхлі вёсачкі», «сонейкі-блінкі», «дзед клепле коску», «пусцеюць вёсачкі». Это всё в первых двух рифмовках. Так может сюсюкать мамаша, воспитавшая уйму детей: милый, открой ротичек, съежь ложечку кашечки… В поэзии это сразу бросается в глаза и не красит даже рифмовки.

«Трэба жыць» трижды повторено в стихотворении «ВЕЧАРЭЕ». Оно начинается страшилкой. Если прочесть с соответственным замедленным растяжным ритмом, то у кого-то могут мурашки по телу пойти:

Вечарэе над Нёманам сінім:

Невыразнасць абрысаў і ліній,

Што ляжаць на аціхлай вадзе, –

Ноч паціху на Нёман брыдзе.

Ночь почему-то бредёт только на Нёман. Но и этого достаточно, чтобы заволновались птицы в лесу.

Обычно поэты не показывают свое местонахождение, когда дают общие описания, например, пейзажей и событий, происходящих в каких-то местах. Людмила же, рассказывая о птичках, которые ищут свой домик в лесу, ветерке, прилёгшем под кусточек и т.д., неожиданно замечает: вот бы в это время там оказаться. Но откуда она знает, что происходит в лесу и на Нёмане, сидя дома? Это смысловой просчёт.

Вызывает вопросы и следующее:

…У начную ваду акунуцца –

Змыць за дзень назапашаны бруд

і ашмоцце нядаўніх пакут.

Если это образ, то здесь не вписывается назапашаны бруд (накопленная грязь). Если натурализм – не вписываются пакуты (муки, мучения).

Вообще строка «И ашмоцце нядаўніх пакут» режет слух ашмоццем (ошмётками). Ну никак это не поэтическое слово.

Подобную «поэзию» критиковать – неблагодарное дело. Это – как пошёл на рыбалку и поймал пару карасей за день. Так и я: стараюсь найти образцы прекрасного искусства – великолепные вазы – и не нахожу их. Лишь черепки горшков и редко – целые.

Не отпускает героиню (автора) советское прошлое (ВЁСАЧКИ НАД НЁМАНАМ):

Вось і малодшы сын у горадзе –

За лёгкім тягнецца рублём.

А что, ему всю жизнь быть с тяжёлым рублём возле матери, чтобы она не тосковала. Или вот это:

Зімою сумна і невесела

Вясны чакае наш народ.

Кроме гладких рифмовок в подборке практически ничего нет от поэзии. Даже в стихотворении «АСЭНСАВАННЕ» (осмысление) не нашёл хоть какой-либо философской мысли. А ведь должна быть, судя по заглавию. Нет в подборке и психологизмов; хотя бы средней руки метафор. Трудно отнести творения даже к статистической поэзии. Зарифмована банальная деревенская жизнь.

***

ВЕЧАРЭЕ

Вечарэе над Нёманам сінім:

Невыразнасць абрысаў і ліній,

Што ляжаць на аціхлай вадзе,

Ноч паціху на Нёман брыдзе.

 

I таму птушы грай замаўкае,

Кожны ў лесе дамок свой шукае,

Нават ветрык залёг пад кусток  

Незаняты, надзейны куток.

 

Вось бы ў час гэты там апынуцца,

У начную ваду акунуцца  

Змыць за дзень назапашаны бруд

I ашмоцце нядаўніх пакут.

 

Ранкам чуйна вада задрыжыць:

Трэба жыць, трэба жыць, проста жыць!

I рассыпле спадзеваў сувой

Новы дзень над маёй галавой.

                        ***

        ВЁСАЧКІ НАД НЁМАНАМ

        Прыціхлі вёсачкі над Нёманам –

        Чакаюць, калі сыдзе лёд,

        Сады запоўняць птушкі гоманам,

        I пройдзе першы цеплаход.

 

        Сучаснымі аглушыць рытмамі –

        У вокнах шыбы зазвіняць.

        Бабулькі гойнымі малітвамі

        Гвалт гэты будуць сунімаць.

 

        Ізноў звычайнай стане раніца:

        Пякуцца сонейкі-блінкі,

        Дзед клепле коску і не раніцца,

        Хоць пальцы ў дзеда, як крукі.

 

        Хто дапаможа дзеду? Моладзі

        Не адшукаць тут днём з агнём.

        Вось і малодшы сын у горадзе –

        За лёгкім цягнецца рублём.

 

        Пусцеюць вёсачкі над Нёманам.

        Сыходзяць людзі у нябыт.

        Вось і дзядуля, часам стомлены.

        Губляе колішні свой спрыт.

 

        Зімою сумна і нявесела,

        Вясны чакае наш народ,

        Як пройдзе з музыкай і песнямі

        Па Нёмне першы цеплаход.

 

        Тады жыццё і прачынаецца:

        На плоце сушацца збанкі,

        I апантана кожнай рашцай

        Бягуць вяскоуцы да ракі.

        ***

Недавно Людмиле Антоновне присвоили почётное звание «Заслуженный работник культуры». Я такого у нас не нашёл. Даже на сайте минкульта. «Заслуженный работник БССР» был. Есть такой в России. Буду искать. Однако к работникам культуры относят представителей творческих специальностей, сотрудников библиотек, музеев, дворцов культуры и сельских клубов. В общем, есть интересная тема.

Александр Новиков (#алесьновікаў)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.