понедельник, 13 июня 2022 г.

Был ли искренен Василь Быков в случае оценки книги Н.Чергинца?

(Впервые опубликовано на ЛитКритика.by 17 января 2019 года)

Прикупил за 80 коп. на «блошином» литературном рынке книгу Николая Чергинца «Финал Краба». Она единственная, которую я бегло прочел в советское время; не вошла мне, и дальше я не стал интересоваться творчеством этого автора. Тем не менее, мне известны непривередливые читатели, которые просто поглощали книги милиционера-литератора.

Вот что написано в аннотации к «Финалу Краба» ровно сорок лет назад.

«Писатель Николай Чергинец в своей новой книге, как и в ранее изданных, рассказывает о нелегком, но почетном труде сотрудников милиции. Читатель встретится с уже знакомыми по документальным повестям «Четвертый след», «Тревожная служба», «Следствие продолжается» героями, которые проявляют мужество и смелость, порой рискуют жизнью и ведут незримый бой с отдельными отщепенцами, чей образ жизни вступает в резкое противоречие с законами советского общежития.

Рассчитана на массового читателя».

Интересно, что не определен вид литературы, к которой относится произведение, жанр. Просто книжка.

Несколько слов о изданных ранее книгах.

Первая книга Н.Чергинца – документальная повесть «Четвертый след», 1973г. Затем в 1975 году издается «Тревожная служба: записки сотрудника милиции», а в 1977г. – повесть «Следствие продолжается». Все – в издательстве «Беларусь», тиражом 50тыс. экз. каждая. Это небольшой тираж для того периода советского времени.

Достаточно хвалебное предисловие к книге «Финал Краба» написал Василь Быков. Можно лишь догадываться, чем подкупил его Н.Чергинец, считаю, непревзойденный специалист по неприглядным и грязным закоулкам человеческих душ. Интересно, знал ли известный советский писатель о том, что Чергинца, который писал книжки уже пять лет, не приняли в СП Белоруссии с первого раза.

«3-га красавіка. Пасяджэнне Камісіі па прыёму ў Саюз пісьменнікаў…

Строга прынцыпова выступілі I.Пташнікаў і У.Калеснік. Калі б усе так! Пташнікаў пра Чаргінца: «Вельмі паважаю міліцыю і вельмі люблю чытаць дэтэктывы, але вось гэта «никакого касательства к литературе не имеет» – закончыў чамусьці па-руску».

(Ніл Гілевіч, «Запісы з дзённікаў розных гадоў». Сшытак першы 1954-1983, Мінск-2006, «Про Хрысто», стар.47)

Тогда, в 1978 году, «пишущего милиционера» прокатили. Думаю, Быков об этом знал. Также, как и знал, кто способствовал принятию Н.Чергинца впоследствии в белорусскую писательскую организацию.

Примечательно, что Быков относит книгу Н.Чергинца к некоему «уголовному детективу». Он своеобразно и мягко подчеркивает, что автору не удается избежать ловушек жанра: «Как правило, автор счастливо избегает многих явных и тайных ловушек, уготованных особенностями данного жанра». Также он называет Чергинца «литератором», а не писателем. Тоже цікава.

Полагаю, читателям будет интересно мнение Быкова о творчестве Н.Чергинца. Насколько оно объективно – судите сами.

Александр Новиков (#алесьновікаў)


 ***

Василь Быков (фото с сайта 900igr.net)

Для искусства, как и для истории, особенную ценность представляют свидетельства очевидца, участника, человека бывалого, знающего все о предмете своего повествования и даже чуточку больше. Эта ценность еще значительнее, если автор помимо недюжинного собственного жизненного опыта и знаний обладает и литературным даром, позволяющим ему с наибольшей полнотой и доходчивостью изложить суть событий и вынести свою им оценку.

Николай Чергинец относится к числу именно таких людей. Один из непосредственных руководителей уголовного розыска и литератор одновременно, он является автором трех книг о тревожной и необходимой людям работе советской милиции. «Финал Краба» – его четвертая книга. Как и в предыдущих повестях, в этой последней автор переплавил многое из собственного опыта службы с определенной долей литературного вымысла, без которого обычно трудно обойтись в прозе. А может быть, в этом и нет надобности, ибо таково уж свойство таланта – вымышленное им зачастую правдоподобнее действительного и уж наверняка интереснее и значительнее. Во всяком случае, у Николая Чергинца трудно отделить одно от другого, так оба эти качества слиты в единую динамичную картину уголовного детектива с загадочной тайной преступления, скрупулезным его распутыванием, опасностями и погонями.

Как правило, автор счастливо избегает многих явных и тайных ловушек, уготованных особенностями данного жанра. Мы почти не найдем здесь облегченных решений, холостых и подыгрывающих ходов. Вся работа по разоблачению преступления предстает исполненной труда, риска и опасностей. Тем серьезнее и значительнее выглядит повседневный (а часто и повсенощный) труд оперативных работников уголовного розыска: сдержанного и умного майора Ветрова; молодого и еще малоопытного Майского; в течение нескольких дней рискующего собственной жизнью лейтенанта Скалова, под видом рецидивиста внедренного в самое логово медвежатников. Работа этих и многих других людей угрозыска буднична, трудна и протекает, как правило, незаметной для постороннего глаза. Но это именно работа настоящих героев – тружеников нашей милиции, от которых зависит покой и благополучие населения. Они противостоят, настигают и в конце концов изолируют законспирированную шайку отщепенцев, возглавляемых опытным преступником Крокетом-Крабом, специализирующимся по государственным сейфам, но не брезгующим и добром некоторых граждан. Именно история разоблачения, ареста группы Краба и составляет увлекательный сюжет данной повести.

В заключение хочется пожелать читателю истинного удовольствия от чтения этого полного напряжения, местами захватывающего и поучительного сюжета.

Василь Быков, лауреат Государственной премии СССР

(предисловие к книге Н.Чергинца «Финал Краба», 1979г.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий