воскресенье, 2 января 2022 г.

Окно Овертона в литературе

 
Нитевидный пульс российской литературы поддерживают самоотверженные критики. Как только последний критик скажет – «а зачем мне это надо, бёнть!», литература перестанет существовать в прежнем виде. Она перейдет полностью в виртуальное пространство – матрицу, где будет представлена в виде множества иллюзий, культивируемых и поддерживаемых литературными агентами, слащавыми рецензентами и псевдокритиками. К сожалению, у нас и этого нет. Один критик не может объять необъятное. Литературных агентов не сыскать днем с огнем. Отдельные псевдокритики похожи на инфузорий-туфелек, изредка пуляющих стрекательными копьями по авторам. Для бесталанных посредственностей, бездарей и щелкопёров легкие уколы безболезненны.

Критик Инесса Ципоркина выступила на «Камертоне» с интересной статьей – «Окно Овертона в литературе». Впервые слышу о таком понятии. Как-то глубоко изучил «Бритву Оккама» – дошел даже до первоисточника.

«Обычно примером того, как работают технологии, приводят легализацию чего-нибудь действительно немыслимого для современного законопослушного человека. Каннибализма, например, или педофилии», указывает автор. Поразительно! О каннибализме не слышал, но сломать мозг мещанина-гоминида, особенно христианина, подведя его к принятию однополых браков, это фантастика.

Критик указывает, что великая русская литература планомерно уничтожается и подменяется местечковой графоманией. Конечно, мы до «великой литературы» еще не доросли и находимся в стадии всеобщей местечковой графомании. С той лишь разницей, что писатели- провинциалы, словно тараканы, заполонили столицу. Но местечковость из себя вытряхнуть невозможно.

Переношу на беларусскую реальность и следующие выводы Ципоркиной. У нас не только не дотягивают до наших известных предшественников, «но и просто до литературной речи и приемлемого литературного уровня (в силу безграмотности и бездарности «выдвиженцев» и «назначенцев», поднявшихся исключительно за счет связей в литературной тусовке и массированной рекламы)».

Кто же в Беларуси двигает «окно Овертона» от немыслимого до значимого? Этим занимается в большей степени бюджетный, бесполезный для литературы чергинцовский СП Беларуси. Уничтожая литературу, они говорят о ее развитии, а гомомасса принимает фикцию. Правда, ее представители почти не видят произведения писак. Тем более, редких талантов. Читатели не замечают толпу графоманов, поскольку она плотненько стоит на краю литературного поля, в его самой неприглядной, заросшей бурьяном части.

Конечно, это в России «окно Овертона». У нас – небольшая форточка. Да и особо некому двигать ее. Найдите статьи о литературе хотя бы за прошлый год? Их практически нет.

Следует признать, что над беларусским литературным полем давно российское небо. Трудно сказать, какую часть среди конвейерного чтива восточного соседа занимает наша мидл-литература. Доли процента.

Похоже, отечественному читателю все равно, воздействуют на него с помощью окна или форточки. Очень сильно изменились его предпочтения. Похоже, в связи с некоторым усыханием интеллекта. Это данность, и с ней трудно не согласиться.

Александр Новиков (#алесьновікаў)         

1 комментарий: