понедельник, 23 августа 2021 г.

О градусе россиийской культуры и не только

Некая Светлана Леонтьева на сайте «Литературная Россия» готовится отпевать панихиду по умирающим российским союзам. Статья называется «Если бы я была председателем Союза». Если кого-то интересуют такие стенания, можно прочесть полностью. Коротко перескажу суть.

Леонтьева Светлана Геннадьевна родилась 19 ноября 1960 года в г.Свердловске. Училась в Уральском государственном университете. Окончила Свердловский электромеханический техникум и Горьковский государственный университет имени Н. И. Лобачевского. Работала воспитателем, сурдопереводчиком на Горьковском автомобильном заводе, Нижегородском телевидении. Руководила автозаводским литературным клубом, была одним из издателей газеты «Автозавод литературный». В настоящее время занимается предпринимательской деятельностью. Живет и работает в Нижнем Новгороде.

Поэт. Член Союза писателей России с 1998 года.

Начинается материал так:

«Настало время поговорить о самом сокровенном, об исчезающем. Ибо динозавровыми челюстями дожёвывают нашу литературу. Имён много. Писатели никуда не делись, но коммерция пожирает лучших».

И тут дамочка смачно вылизывает берцы чудака Прилепина, на которых еще не высох украинский чернозем. Она попросту восхищается им, включившись в избирательную кампанию. Захарушка прёт в Думу, как я понял. Дальнейшее поражает. Леонтьева решила, что неудавшийся вояка – «писатель, настоящий поэт, человек, работающий со словом, пишущий, творящий – вот бы двери распахнул для нашей литературы. Чтобы хлынули хорошие тексты в издательства, и чтобы издательства подхватывали их, издавали, чтобы книжные магазины наполнились вожделенными, хорошо написанными книгами».

Прямо волшебная палочка какая-то. Наверное, автор галиматьи полагает, что она выражается поэтично. На самом деле это кич. Чего только стоит «снижение градуса культуры началось в России». Это надо произносить испуганно, протяжно, даже с завыванием.

Далее автор обращается к такому виду искусства, как пропаганде. Цепляет, понятно, Украину. Оказывается там русскоязычных графоманов увольняют с работы, банят в соцсетях. Думаю, ничего подобного там нет. Это как и с распятым мальчиком, бандеровцами, фашистами, снегирями... Если, конечно, писаки не нарушают законы. Так вот, этим русскоязычным надо помочь, помочь, помочь! издаться.

Затем Леонтьева вспоминает убиенных Олеся Бузину и Игоря Грача. С Бузиной дело темное, а вот Грач решил повоевать на стороне бандитов на оккупированных территориях под названием ОРДЛО. Наверное, забыл, что а la guerre, comme а la guerre. Или думал, что пронесет. Тут же на костях убиенных, автор заявляет: «Но убить можно и без пистолета. Просто не публиковать. Запрещать. Также, по такому же сценарию уничтожается наша русская литература. Современная. Нынешняя».

Предложения партии Прилепина по творческим союзам просто повеселили. Так могла рассуждать молодая комсомолка (сейчас в России намерены реанимировать комсомол), которую только что приняли в СП. Не стану утомлять читателя. Вот основное:

«Ввести ежемесячный день бесплатного посещения музеев для всех граждан России.

Поддержать творческие союзы как независимые организации, обеспечивающие социальные и иные гарантии творческим работникам.

...Создать условия для возрождения культурного облика российской провинции, развития краеведения, народных промыслов, ремесел, художественной самодеятельности».

Даже Леонтьева нервно, но справедливо отреагировала, мол – это абстракция. И тут же предложила свою абстракцию:

«Отчего бы Союзу писателей не пойти в Гос. Думу, не попробовать доказать свою нужность? Объяснить, как надо конкретно поддерживать писателей, если уж такая формулировка. Дайте всем!».

Пропускаю длинные отступления. Автор искренне полагает, что «для восстановления литературного пространства, которое было разорвано некими силами, требуется лидер». Да, «для лидерства нужен харизматичный, начитанный, грамотный человек. Есть ли такой в Союзе писателей? Нет, не гоняющийся за материальными благами, а наоборот, бессребреник, борющийся за великое и бессмертное». Леонтьева не отвечает на свой вопрос, значит, такого дурака в СП нет.

Примечательно окончание. Автор снова вспомнила, что она поэт, но получилось что-то механическое:

«...писатель, поэт – эта иная субстанция, редкая. Штучный материал. Ручная работа.

Я одно знаю, если поломалась машина, надо её отдать в автосервис для ремонта. Такой же литсервис нужен для починки кузова и устранения самоистребления. Игра на самолюбии авторов и бои местного значения отменяются.

Хочу дожить до этого дня.

Хотя бы строчкой…»

Тут, конечно, я насторожился и сработал рефлекс критика. Какой строчкой хочет дожить до счастливого дня Леонтьева?

***

Мне трудно критиковать произведения женщин. Почти все авторы мне кажутся несчастными. Читать «поэзию» Леонтьевой на сайте стихи.ру просто невозможно. Потому у нее и читателей за шесть лет чуть более тысячи. Даже не читателей, а тех, кто заскочил на ее страничку. Приведу всего одну рифмовку.

 

ОСЕНЬ

 

В ранний час брала корзину мама,

клала хлеб, немного сала, лук,

и туда по клюкву в рдяный самый

уходила час, и таял звук.

 

Напитавшись соками, мгновенья

сохраняли зыбкий свой балласт.

Мама, опустившись на колени,

собирала ягоды для нас.

 

А зимой, когда температура

опускала за окошком ртуть,

для своей дочурки белокурой

вар цедила, что согреет грудь.

 

Розовый, целебный (не напиться!),

в белой чашке из-под молока

на салфетке тоненькой из ситца,

жил он в ожидании глотка.

 

Господи, зачем глядишь ты строже?

Если всё же ты на свете есть,

верится, что ты всегда поможешь

исцелить-испепелить болезнь!

 

И стояла мама у иконы.

Разве можно долго так стоять?

Так мы жили – лес немного сонный,

клюквенная осень, благодать.

 

Может, надо так любить всё это?

И вмерзать в болото телом всем,

уходя за клюквою до света

от несложных, жизненных проблем?

 

А затем, вернувшись, из корзины

доставать пахучую, как лёд,

ягоду. И, обсушившись, зимы

пережить надолго, наперёд?

 

Да, литература в России, как и в Беларуси, умирает, уступая место некоему уродцу в красивых одежках. Можно подумать, что литературу создают одни писатели. Нет. Каков спрос, такое и предложение. Какова культура, ее градус, таков и градус читателей, отсюда – и градус литературы. Близкий к отрицательному...

Александр Новиков (#алесьновікаў)

Комментариев нет:

Отправить комментарий