понедельник, 26 июля 2021 г.

Легко ли быть драматургом?

Олег Мельников (bsut.by)
Как и обещал, публикую вступительную статью заслуженного деятеля культуры Республики Беларусь Вадима Салеева к сборнику пьес писателя Олега Мельникова. В коротком материале автор сумел вместить многое. Часть его можно считать полноценной критикой.

А.Мельников не просто так пришел в драматургию. «...Драматург должен быть знаком с законами театра. Автор пьес, которые представлены в этой книге, долго и тщательно изучал эти законы», отмечает Салеев. Насколько объективен автор вступления, можно оценить лишь после ознакомления с пьесами. Хотя, о многом говорят такие строки: «Скажем откровенно, не все пьесы, представленные в этой книге равны по своему содержанию и художественной значимости»; «Действие иногда затянуто, и диалоги порой представлены не на качественном уровне». Думаю, уважаемый Олег Исидорович и не претендует, например, на лавры С.Мрожека. Если он останется в истории драматургии подобным Огинскому, тоже неплохо.

Читайте полностью статью. Знакомьтесь с творчеством О.Мельникова.

Александр Новиков (#алесьновікаў)

***

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ДРАМАТУРГОМ?

Даже теоретически это далеко не просто. Великий Аристотель, помещая драму между лирикой и эпосом, указывал, что главное в этой сфере художественного творчества – действие.

Ещё более точно об этой специфической области литературы высказывался «неистовый Виссарион». Великий критик обосновывает органичность человеческого действования в драматургии, настаивая на «последовательности в развитии» и сюжета, и характера героев.

Кроме того, сложность драматургического произведения заключается в том, что пьеса, т.е. написанное драматургическое произведение, узнаётся лучше всего после постановки, живет полнокровной жизнью только на сцене. Этот, уже сложившийся стереотип, опровергается именно в информационную эпоху. Ибо, театр, а вернее сказать режиссёры-постановщики, порой мучительно ищут близкий им по мировоззрению и стилю драматический текст и в этих поисках наличие печатного текста может оказаться решающим фактором...

Конечно, бесконечно важно само произведение. И здесь можно (а порой и необходимо) дифференцировать самих создателей драматических текстов. Среди них выделяются, естественно писатели (мастера прозы). Поэтов значительно меньше. Но сложность заключается в том, что и самих драматургов очень немного, однако с введением Интернета в общественное пользование, когда хлынул поток «новых беллетристов», положение изменилось. Многие прозаики и поэты пытаются отметиться в драматургии. Большинство этих попыток обречено на провал. Ведь, кроме чисто литературных качеств, драматург должен быть знаком с законами театра. Автор пьес, которые представлены в этой книге, долго и тщательно изучал эти законы. Он – математик, доктор педагогических наук, профессор, Лауреат Государственной премии Республики Беларусь в области науки, автор многочисленных научных работ и целого ряда учебников, многие из которых издавались в Москве и переведены за границей.

И весь этот потенциал Олег Мельников вложил в своё увлечение драматургией. А в драматургии, может быть, еще отчётливее, чем в других видах и жанрах литературы, весьма важны идеи. Они же, и это лежит на поверхности, связаны с интеллектом. Иные драматурги даже в состоянии устраивать из своих пьес интеллектуальные загадки, комбинаторные игры. Однако, в настоящей драматургии мысль должна переплетаться чувством. Мельников, в отличие от любителей чисто «интеллектуальных» игр пошёл иным путём.

Он написал немало сказок для детей, фантастических рассказов. Кроме того, со студенческо-туристских времен в нём обнаружился талант организатора, который он использовал и в творчестве. Так, в ряде пьес, рядом с его фамилией значится и фамилии соавторов, которые также оканчивали механико-математический факультет БГУ

Скажем откровенно, не все пьесы, представленные в этой книге равны по своему содержанию и художественной значимости. Но в лучших своих вещах автор поднимается до уровня настоящего профессионализма.

В этом плане мне представляется интересной, прежде всего, драма «Пьедестал». Здесь глубокие философские рассуждения о природе власти и человека, о революции, свободе и предательстве. И показательно, что руководители восстания – Арфейс и Пест, чем-то напоминают своих противников – наместника императора Сандомира и верховного жреца Толибага... И сплошь интриги, манипуляции, предательства – во имя Власти...

Интересен и опыт исторической драмы в «Великой княгине». Перед нами встает не совсем хрестоматийный образ княгини Ольги, матери великого Святослава, и бабушки не менее великого Владимира. Несмотря на «отклонения» от истории, образ Ольги получился живым и одухотворенным.

Небезынтересной представляется повесть для театра «Скрученные параллели». Это попытка эпопеи из жизни двух крестьянских семей охватывает огромный период в более чем полстолетия. Действие иногда затянуто, и диалоги порой представлены не на качественном уровне, но главенствующая нота (во многом потраченных впустую жизней!) не может не тронуть сердца читателей и зрителей... 

Но наибольшее впечатление, как ни странно, производит радиопьеса «Дискретная математика и непрерывная жизнь». Банальная история о связи молодого доцента и студентки, построенная довольно просто, правда, согласно жанру, с внутренними голосами, которые и поясняют, и оценивают... Заканчивается история печально – оба не разглядели, что за страстью таилась любовь, и теперь, несмотря на, казалось бы, сложившуюся комфортную жизнь, оба остро чувствуют отсутствие счастья...

Последние же работы О.Мельникова наглядно свидетельствуют о том, что его драматургическое мастерство растёт.

Недаром «Цугцванг» сравнивали с творениями С.Мрожека. Та же неожиданность мизансцен, неординарные сценические ходы... Если «Цугцванг» начинает эту серию, то «Клиника», последняя работа драматурга, продолжает такую тенденцию. Главный герой – Больной – заново переживает перипетии своей жизни (а вместе с ним и читатели/зрители), и медленный его переход с этажа на этаж, служит иллюстрацией к известной песне «Ничто на Земле не проходит бесследно!»

Да, нелегко быть драматургом... Даже среди писательского сообщества это, можно сказать, особая каста, которая служит как бы двум господам – Литературе и Театру. И это служение требует максимальной отдачи. Здесь всё бесконечно важно: и интеллект, и ощущение театра, и правдивость готового выплеснуться чувства... Олег Мельников десятилетиями своего служения доказал, что он достоин этого сложного, порой трагического, порой эзотерического звания – Драматург.

Вадим Салеев,

заслуженный деятель культуры Республики Беларусь

Комментариев нет:

Отправить комментарий