понедельник, 26 апреля 2021 г.

У одра умирающей беларусской литературы

Когда кто-то умирает или уже покинул этот мир, о нем стараются не говорить плохо. Не очень объективная традиция, поскольку умирают и маньяки, садисты, тираны, диктаторы, массовые убийцы, в том числе те, кто развязывает войны. В этот раз речь пойдет об отечественной литературе, сучбелліте.

Обращаюсь к встрече главы государства с представителями разных творческих союзов, точнее – к неимоверно короткому отчету о ней Л.Рублевской в «СБ» №204 (24585), 24 октября 2014 года «О проблемах белорусской литературы и книгоиздательстве».

Ранее я знакомился с этим материалом. Заметил – каждое повторное прочтение открывает что-то новое. Вот и сейчас обратил внимание на слова автора: «О том, что делается в нашей литературе, мы регулярно спорим в своей тусовке. О новых течениях и темах, об иерархии имен и грядущей для кого–то славе». Именно: литература подчиняется у нас именно тусовочному характеру. Это означает, что читатель никого не интересует. К тому же, председатель Союза белорусских писателей Борис Петрович озвучил на встрече красноречивый результат опроса: «…только 5 процентов белорусов предпочитают читать белорусскоязычную литературу! Многие не читают потому, что плохо владеют языком».

Не могу не привести последовавшую реакцию Лукашенко: «Президент рассказал, как возмутился, увидев, что в школьной программе его сына – шесть часов английского, четыре – русского и два – белорусского, и распорядился исправить перекос в системе образования». Это было почти семь лет назад. Как же быстро меняются времена и нравы. Не так давно в Минске задержали 65-летнего пенсионера, на которого соседи пожаловались, что «он достал всех своим белорусским языком».

Интересно, какие «новые течения» или темы открыла тусовка в последнее время в нашей многострадальной литературе? Иерархия имен – это да, она уходит корнями в советское прошлое. А вот кого грядонула слава в последнее время, не припомню. Единственный, о котором заговорили не без помощи ЛитКритики.by, это – Глеб Гончаров. Но он «необилеченный» писатель.

Кстати о членских билетах. Автор статьи отмечает: «…Читателю все равно, какой у автора романа членский билет и есть ли он у него вообще. Ему важно, интересно ли». Не интересно. Полторы тысячи обилеченных писателей, а, в основном – писак, не могут удовлетворить потребности отечественных читателей. Гора не может родить даже мышь. Присутствовавший на встрече Н.Чергинец обиделся на режиссеров театра и кино и призвал их читать поделки, которые, в основном, производятся в бюджетном Союзе писателей Беларуси. Но режиссеры непреклонны – «ничего интересного нет». Однако главный Прозаик СПБ и Всея Беларуси умудрился подарить президенту «издания, рассказывающие о работе союза». Своего, конечно. Господи, не информация, а целые издания. О работе чергинцовского писобъединения можно написать на одной странице школьной тетрадки.

В общем, результат от встречи оказался нулевым. Понятно, что она лишь всколыхнула различные литературные и окололитературные тусовки. Подняла чью-то значимость – «Я общался с президентом! Вот эту руку он мне крепко тискал».

Примечательна информация о проекте «СБ» «Что стоит почитать». Рублевская опрашивала различных людей, включая писателей. И вот результат: «…далеко не все «творцы» смогли назвать хоть что-то из современной белорусской литературы, зачастую вспоминая школьную программу типа «какая-то земля Коласа». Смех и грех.

За семь прошедших лет «здоровье» литературы существенно ухудшилось. А с нынешним отношением к беларусскому языку, думаю, даже 5-ти процентов читателей не найдется. Не помогла и выдача Нобеля журналистке С.Алексиевич. Ничего хорошего в ближайшее время в отечественной литературе, к сожалению, не предвидится.

Полностью прочесть статью Л.Рублевской можно ЗДЕСЬ.

Александр Новиков (#алесьновікаў)

Комментариев нет:

Отправить комментарий