Мало кто знаком с эволюцией жизни на Земле. Понятно, что курица не могла появиться раньше яйца. Без влаги не было бы плесени, грибов... Паразиты – вши, клещи, блохи, гельминты... не возможны без животных. Т.е., сначала появляется пища, а потом те, кто ее потребляет. Одни стали потреблять других – пищевая цепочка. Это относится и к критике: сначала появилась литература, а после – критика. Однако имеются и обратные процессы. Например, если высушить водоем (аквариум), то погибнет всё, что было связано с влажной средой. Важным показателем гибели отечественной литературы является отсутствие критики.
Как же так?! – воскликнет взъерошенный читатель, – а книжки то печатают! Ответ прост: да, но к литературе, которую они представляют, следует добавлять приставки псевдо-, квази-, эрзац-. Сейчас несчастную даже полным именем не называют: сучбелліт, беллит, мидллит. Еще ее называют бульварной.
Если представить отечественную литературу дамой, то она попала в серьезную аварию в 2005 году – врезалась в Н.Чергинца. После чего трансформировалась: ниже пояса – чергинцовский бюджетный союз писак бесполезных (СПБ), а выше – Союз беларусских писателей (СБП).
Можно представить себе такую аналогию. Эта дама пришла на бал-карнавал или костюмированный вечер. В пышном платье, с тонкой талией в корсете. И вот ее к концу вечера снимает какой-то изрядно выпивший повеса. Что же поутру он обнаружит в своей постели? Женщину с толстым еврейским задом и очень тоненькими ножками. Напротив, выше пояса – признаки ни то естественного истощения, ни то булимии. Это и понятно – чергинцовское писобъединение хлебает из бюджетного корыта, и столуется у щедрых не бескорыстных спонсоров, а СБП – на собственных, скудных кормах.
Вернусь к реальности. С полной уверенностью можно констатировать: белорусская литература почила в бозу. Уже пошли трупные пятна, хотя какие-то живые процессы идут – у покойников, например, еще какое-то время продолжают расти волосы. Понятно: на таком субстрате критика не может существовать. А серьезно отзываться об эрзацлитературе просто невозможно. На ней успешно паразитируют разного рода рецензенты и псевдокритики. У нас даже никак не заведутся литературные агенты.
А как же быть с писателями? Например, с известными в узких кругах В.Мартиновичем, А.Бахаревичем, В.Гапеевым... да и с живым классиком А.Федаренко? А никак. Они имеют свою мизерную аудиторию, несмотря на периодическую рекламу. Кто-то приспосабливается к читателю. Федаренко, например, ударился в триллеры («Что не так с «Жетоном на метро» «живого классика беларусской литературы»?».
Из числа разбухшего чергинцовского союза сейчас вовсе трудно назвать какого-то действующего талантливого писателя. Поросли мхом воспоминания о замечательном поэте Геннадии Пашкове. Евгений Хвалей отметился в литературе лишь значимой книгой «Прынцэса тусоўкі». Владимир Гниломёдов неожиданно появился на литературном небосклоне, так же и пропал. Его книжка «Расія» не принесла успеха и на русском языке. Подобное уже написано в литературе. И не раз.
Произведения Н.Метлицкого и М.Позднякова больше ассоциируются с графоманскими упражнениями. И.Саверченко и В.Саламаха – разрекламированные литчиновники. Как, впрочем, и Г.Марчук, несостоявшийся нобелевский лауреат и драматург. С русскоязычными бюджетными писателями вовсе проблема. Когда-то промелькнул своей книгой «Отшельник» А.Резанович. Не нашел поддержки в среде коллег и рецензентов. Русскоязычный русофил А.Аврутин оказался отпетым эпигоном. Талантливый В.Гришковец давно спящий красавец. Хорошо хоть НацБест удалось отхватить в прошлом году. Лучше его в русском секторе литературы поэта нет.
Не спасла бесполезное писобъединение и перекочевавшая в него не так давно Н.Батракова. Давно не слышно об А.Дроздове.
В «неправильном» СБП тоже есть писатели – прозаики, которые на слуху в писательской среде. Однако широкому кругу читателей они не известны в силу специфики книгоиздания и засилия книжного рынка «Харвестом». К перечисленным выше писателям можно добавить Людмилу Рублевскую, Анну Северинец. Журналистку Светлану Алексиевич ни под каким предлогом не отношу к писателям. Какую-то минимальную аудиторию имеет А.Глобус. А.Ходанович для меня такой же поэт, как и А.Рязанов.
Иногда появляются редкие талантливые внесоюзные писатели. Однако без информационной поддержки быстро закукливаются.
Похоже, современной беларусской литературе пришла полная ж... Живой водой в таких случаях не помочь. Но прах также может стать полезен для будущих талантливых литераторов. Хотя, откровенно говоря, пока не просматриваются никакие условия для их появления.
Возникнет ли новая беларусская литература на руинах старой? Время покажет.
Александр Новиков (#алесьновікаў)
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.