воскресенье, 3 ноября 2024 г.

Гниломёдов о творчестве Н.Чергинца

Сегодня на 87 году жизни умер академик

 ВЛАДИМИР ГНИЛОМЁДОВ.

Писатель, литературовед, критик.

В.Гниломёдов. Фото из Интернета

 

В архиве отыскал отзыв Владимира Васильевича о псевдотворчестве Н.Чергинца. Публикую без изменений. Автор вынужден был обращаться к эзопову языку. Он не единственный. Находил я такой приём и у Алеся Мартиновича в слащавом отзыве на книгу писателя №1 Беларуси «Операция «Кровь».

*** 

Нашел давнюю работу Владимира Гниломёдова «О книгах Николая Чергинца», из которой можно сделать некое представление о творчестве писателя от начала до 1987г. Отзыв В.Гниломёдова помещен в конце книги «Тайна Черных Гор» (1987г.).

Говоря о популярности книг Н.Чергинца, критик вполне определенно отмечает: «конечно, популярность не основной, а тем более не абсолютный критерий». И это понятно. Особенно, если учесть, что в советское время трудно было достать (именно так, а не купить) хорошие книги. Не спасали даже макулатурные талоны. Потому и читали произведения Н.Чергинца. Хорошо помню, что брал в библиотеке всего одну его книгу – «Финал Краба», и больше не захотелось знакомиться с другими произведениями писателя. Если кто-то говорит – «я зачитывался в детстве книгами Чергинца», то это свидетельствует, скорее всего, о примитивном вкусе.

В.Гниломёдов отмечает, что «есть, как известно, литература сюжетов и литература характеров». Произведения Н.Чергинца относятся к первой, – констатирует критик. Интересно, что Гниломёдов отмечает существенные недостатки произведений Н.Чергинца:

«…Как известно, достоинства в определенных случаях, в определенных условиях, имеют свойство переходить в свою противоположность. В отмеченных и других повестях документализм  – качество в общем ценное – обернулся, на мой взгляд, излишней (в художественном отношении) их «перенасыщенностью» фактами, событиями. <…> «Перенаселенность» удивляла – количеством действующих, участников событий, множеством фамилий. <…> Перенаселенность первых книг, мешала писателю приостановиться, повнимательнее вглядеться в окружающее, глубже осмыслить жизнь своих героев»

Следует помнить, что отзыв помещен в книге, а потому В.Гниломедов вынужден был прибегать к эзопову языку. Тем не менее, он отмечает – «…но искусство есть искусство, даже когда оно документальное». Как видно, более тридцати лет назад критиком уже был отмечен низкий художественный уровень произведений Н.Чергинца. Что вполне закономерно. Повторю: писатель, сотрудник уголовного розыска, брал реальные многотомные дела и превращал их в малохудожественные произведения. И как раз проблема Н.Чергинца была в отсутствии «литературы характеров». Потому критик отмечает излишества «…скажем, в передаче технических деталей оперативной работы, которые встречались в прежних повестях». Это сказано о книге «Финал Краба».

В.Гниломёдов ссылается на мнение И.Чигринова. «Это не детективный жанр, – заметил в предисловии к книге повестей Н.Чергинца «Служба дни о ночи» тот же Иван Чигринов, – в обычном смысле его понимания». Тем не менее, ретивые головы называют Н.Чергинца родоначальником некоего «милицейского детектива».  

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что лишь недавно стало известно о невысоком художественном уровне произведений Н.Чергинца благодаря стараниям самого же писателя, которому сегодня имя «посредственный писатель». Популярность же его держалась за счет литературного голода в советское время и саморекламы сейчас. В настоящее время, например, его «Операция «Кровь» годами лежит в магазинах и почти не раскупается. Показательной служит ситуация в магазине «Эврика», где эта книга – четыре экземпляра – не продается в течение нескольких лет.

Алесь Новікаў (03.2018)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.