(Впервые опубликовано на ЛитКритике 13 марта 2019 года)
В детстве и молодости увлекался чтением фантастики, в том числе и научной. Книги брал в основном в библиотеке, поскольку купить их было практически невозможно.
Однако, не все произведения нравились. Мне требовались динамичные события, и нудные книги, такие как «Туманность Андромеды», «Солярис» и другие мне не нравились. Предпочтение отдавал не только Герберту Уэллсу. Просто проглатывал замечательную фантастику Александра Беляева («Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия»). Не раз читал «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого. «Земля Санникова» Владимира Обручева тоже не прошла мимо меня. Замечательный роман.
Рис. с обложки книги А.Толстого «Гиперболоид инженера Гарина»
Возвращаясь в наше время, кажется, что отечественные писатели не способны продуктивно работать в жанре фантастики. Если худую фантастику еще можно найти, то научная просто недоступна.
Фантастика (искусство воображать, греч.) – форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними («сверхъестественная», «чудесная») картина Вселенной. Распространена в мифологии, фольклоре, искусстве, социальной утопии. В художественной литературе, театре, кино, изобразительном искусстве фантастика в гротескных образах, символах, сюжетных конструкциях может выражать миросозерцание автора и целой эпохи… В 19-20 вв. развивается научная фантастика.
(СЭС)
Конечно, это одно из определений, представленное в Советском энциклопедическом словаре. Но оно является базовым, полагаю, и наиболее точным. Сравним с понятием фэнтези (англ. fantasy – «фантазия») – жанр современного искусства, разновидность фантастики. Фэнтези основывается на использовании мифологических и сказочных мотивов в современном виде. Жанр сформировался примерно в начале XV века. В середине XX века наиболее значительное влияние на формирование современного облика классического фэнтези оказал английский писатель Джон Рональд Руэл Толкин, автор романа «Властелин колец». (ВИКИ).
Понятно, что фэнтези относить к фантастике некорректно. Тогда в широком понимании к фантастике можно отнести сказки, небылицы… Но «форма отражения мира» и просто фантазии – это разное. Например, российского писателя С.Лукьяненко считают фантастом, хотя он производит в массовом количестве обыкновенное фэнтези. Иногда его произведения называют «русская фантастика» (что-то новое), «космическая фантастика»… Глупость какая-то.
Из определения следует, что произведения, входящие в Библию, содержат фантастику. Вообще, фантастика распространена в мифах, фольклоре… но обратное не может быть.
В качестве примера можно привести роман-антиутопию Джорджа Оруэлла «1984», в котором рисуется фантастическая картина мира. Или известный замечательный американский фильм-антиутопию режиссёра Курта Уиммера «Эквилибриум». В отличие от фэнтези, фантастика нередко накладывается на нашу жизнь, в том числе и современную. Удивительно, но приведенные работы в большой степени соотносятся с ситуацией в современной России. Вообще, если описать правдиво (нон-фикшн) состояние российского общества, то его можно принять за антиутопию.
Что мешает отечественным писателям создавать качественную фантастику? Полагаю, причин несколько – от низкого общеобразовательного уровня писателей до пренебрежения предметом фантастики.
Научная же фантастика требует дополнительных знаний и глубокого проникновения в тему, по которой создается произведение. Поверхностные научные знания не помогут. Основой для создания научной фантастики являются обоснованные научные гипотезы, которые приведут со временем к реальным результатам. Одним из настоящих научных фантастов является Жюль Верн. Его произведения «С Земли на Луну», «20 тысяч лье под водой», «Вокруг света за 80 дней» недолго пробыли фантастическими. Так же как, и «Гиперболоид инженера Гарина» А.Толстого. Это истинная научная фантастика.
Некогда меня поразила роман Г.Уэллса «Война миров».
Его почему-то отнесли ошибочно к научной фантастике.
Это чистая фантастика. (рис. с обложки книги).
В Беларуси нет ни одного научного фантаста. Да и фантастов тоже практически нет, хотя произведения этого жанра периодически появляются. Однако, как многие убеждаются, заявленное в аннотации нередко не совпадает с содержанием произведения. Чаще всего читателям предлагается каша из различных жанров. Вот что пишут о творчестве, например, Александра Силецкого:
Более или менее регулярно его рассказы, представляющие причудливую, часто шокирующую смесь отстраненной лирической прозы в духе Р.Брэдбери, мрачной фантасмагории (достойной сравнения с Ф.Кафкой), детской НФ, юмористической НФ и НФ мифологии, стали появляться в периодике и различных антологиях с начала 1980-х гг.
…
Меньшее место занимают в творчестве Силецкого произведения крупной формы… Повесть «Достойное градоописание» (1991), вошедшая в сборник «Послание Фениксу» (1991), написана в традициях М.Салтыкова-Щедрина и представляет собой состоящую из отдельных анекдотов хронику деяний жителей г.Ежополя («хотят, как лучше, а выходит, как всегда»). В целом, творчеству Силецкого свойственные все виды комического – жёсткая сатира, тонкая ирония, искромётный гротеск; для произведений писателя характерны афористичность языка, подчас переходящая в ритмизацию».
(источник)
Такую солянку представляет фантаст. «Научный фантаст».
А ведь тем для научной фантастики сейчас предостаточно. Только нужно время, для их изучения. Конечно, легче замутить фэнтези или компот из жанров, чем тщательно заниматься научной фантастикой. Потому писателей, обращавшихся к ней, в мире очень мало.
Александр Новиков (#алесьновікаў)
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.